Анна Бердникова
Представление педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
Тема: «Организация работы по развитию связной речи и коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и пособий»
Подготовила: Бердникова А. В. 2017г
Организация работы по развитию связной речи и коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и пособий
Слайд 2
С ребенком надо делать все через игру…
Даниил Борисович Эльконин.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.
Слайд 3
Публикация «Представление педагогического опыта» размещена в разделах
Все мы знаем, что правильная речь – условие успешного развития личности. Чем лучше развита у ребенка речь, тем полноценнее его общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Слайд 4
В детском саду работа учителя логопеда направлена на развитие всей речевой системы в целом:
• развитие общей речевой активности,
• накопление словаря,
• развитие физического и речевого слуха,
• развитие грамматической стороны речи,
• обучение навыкам словообразования и словоизменения,
• развитие артикуляционной и мелкой моторики,
• развитие связной речи,
• коррекция произношения.
На современном этапе развития дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО главной особенностью организации образовательной деятельности является уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
Для детей старшего дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Благодаря специально организованным дидактическим играм у детей происходит развитие психических процессов, обеспечивается преодоление нарушений речи и овладение лексическим строем речи.
Слайд 5
Это отмечают в своих трудах такие учёные как Галина Анатольевна Волкова, Надежда Сергеевна Жукова, Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина.
Александр Владимирович Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Слайд 6
В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
Слайд 7
Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В своей коррекционно-развивающей работе с детьми логопедических групп я опираюсь на программу под редакцией Натальи Валентиновны Нищевой, которая выделяет игру как основной вид деятельности дошкольников.
Я считаю, что использование упражнений в форме игр целесообразно на всех этапах коррекции речи. Игровые средства обучения являются ведущими в дошкольном возрасте, независимо от нарушения, так как игра - ведущий вид деятельности дошкольников.
Это одна из основных причин, из-за которой дидактическая игра входит в сферу моих профессиональных интересов.
Мною дидактическая игра используется как в индивидуальных, так и подгрупповых развивающих ситуациях: как небольшое упражнение, в качестве динамической паузы и т. п.
В ходе дидактической игры создаю такие условия, в которых каждый воспитанник получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
При отборе дидактических игр, прежде всего, преследую коррекционно-развивающие цели, учитывая особенности индивидуального речевого развития.
Слайд 8
Дидактическая игра имеет свою структуру, которая включает несколько компонентов. Основной компонент - в данном случае, коррекционно-развивающая задача.
Коррекционно-развивающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Работая с дошкольниками, я столкнулась с проблемой подбора дидактических игр для подгрупповых и индивидуальных занятий. Некоторые приобретаемые пособия не соответствовали действительности. Например, яблоко с глазками или груша розового цвета и т. д.
Слайд 9
Известно, что дети лучше усваивают информацию через наглядно-образное мышление. Для этого в группах воспитатели работают с муляжами и по возможности с натуральными предметами (фрукты, овощи, листья, грибы и т. д.). Также используют демонстрационный материал, лото и дидактические игры. Чтобы привлечь внимание детей мне нужно было такое пособие, которое отличалось бы от используемого в группе. Так родилась идея создавать дидактические игры и пособия своими руками для проведения занятий.
Мною были изготовленные многофункциональные дидактические пособия, направленные на работу по коррекции звукопроизношения и развитию связной речи.
Для работы по коррекции звукопроизношения мною были разработаны и изготовлены следующие пособия:
• Тактильные дорожки,
В ходе игры ребенку предлагается прошагать по дорожке пальчиками, произнося заданный звук или слог. Так же можно предложить ребенку приподнимать ножками – пальчиками листики и снежинки и проговаривать, что он нашел. Так же во время работы с данным пособием дети тренируются в умении составлять предложения и отрабатывают согласования различных частей речи.
• Заламинированные лабиринты.
Во время работы с лабиринтами я даю ребенку карточку с лабиринтом, пуговицу с предметным изображением или фломастер, и предлагаю найти дорожку – выход из лабиринта. При этом прошу ребенка произносить заданный звук во время прохождения лабиринта. Лабиринт и предметная пуговица подбираются соответственно изучаемому звуку.
• Фигурки-ходилки
Фигурка надевается на руку ребенка или логопеда, используется для автоматизации звука, при работе с тактильными дорожками или лабиринтами. Так же эти фигурки можно использовать при работе над связной речью по различным лексическим темам.
• Шарик, Змея, Лодочка, Цыпленок из фетра,
Ребенку предлагается произнести заданный звук согласно схеме изображенной на доске. Точка – звук произносится кратко, линия – звук произноситься длительно.
Фетровые изображения крепятся как к магнитной доске, так и к кавролинографу, благодаря чему варианты их использования значительно увеличиваются. Использую как при коррекции звукопроизношения, так и при работе над связной речью, а так же на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
• Вертушки:
Ребенку предлагается закручивать ленту, произнося звук, слоги или слова с изучаемым звуком.
Для развития связной речи мной были изготовлены следующие пособия:
• Сад-огород
1 вариант: Где что растет. Незнайка не знает где что растет, я предлагаю детям ему помочь, распределить фрукты, овощи на модели. Фрукты в сад, овощи в огород, составляя предложения по образцу : «Это яблоко. Яблоко это фрукт. Яблоко растет в саду».
2 вариант: Обращаясь к детям, я напоминаю о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на корзинку) надо собрать фрукты, а в эту (указывает на другую корзинку) овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде.
• Вершки-корешки
Во время занятия уточняю, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле — вершками. Объясняю, что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет и показывает какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно — вершки или корешки. Предупреждаю, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое.
• «Заготовки на зиму»
Я предлагаю детям приготовить припасы на зиму: компот, варенья, джем, проговаривая фразу: «Из персиков я приготовлю персиковый компот, а из клубники клубничный джем»
• «Что нашёл ёжик?»
Во время игры детям выдаются ежики, на которых закреплены грибы (мухоморы и лисички). Ребенку предлагается сосчитать грибы и составить предложение по образцу : «Еж шел, шел и нашел 2 мухомора и одну лисичку».
• «Чей хвост?»
Детям рассказываю историю о том, что на поляне весело играли звери в прятки. Хитрая рыжая лиса предложила зверям обменяться хвостами и поиграть в игру, кто кому дал хвостик поносить. Звери поверили лисе и положили свои хвосты на пенек, чтобы каждый зверь мог выбрать себе хвост, который бы он хотел поносить. А лиса тем временем взяла все хвосты зверей, повесила на ветки и решила устроить пушной аукцион, чтобы каждый смог купить нужный или свой хвост.
• «Угадай, кто что ест?»
В ходе этой игры я раздаю детям мордочки животных, а затем предлагаю покормить их. Дети поочерёдно находят, то, что кушают животные и прищепками соединяют, составляя фразу по моему речевому образцу.
• «Кто где спрятался?»
Детям предлагается расположить фигурки животных на кавролинографе в соответствии с моей речевой инструкцией.
2 вариант. На кавролинографе выставляются фигурки животных спрятавшихся за различными предметами. Предлагаю детям найти животных и рассказать кто, где спрятался.
Работая логопедом в ДОУ, я поняла, что эта работа нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен; в играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.
Все игры и пособия, изготовленные мною, соответствуют всем требованиям.
Я максимально широко использую игровые приемы на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: на подготовительном, постановочном (вызывания звука, автоматизации и дифференциации звука, а так же в работе по развитию связной речи.
Считаю, что опыт моей работы является трудоёмким, но и полезным, потому что все усилия оправдываются результативностью усвоения изучаемого материала, повышают заинтересованность детей на протяжении всего занятия.