Крестина Арюткина
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда
▼ Скачать +Заказ
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя- логопеда МБДОУ «Кочкуровский детский сад «Улыбка» Кочкуровского муниципального района Арюткиной К. И.
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми».
1. Актуальность проблемы.
Публикация «Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда» размещена в разделах
Своевременное и качественное формирование фонематического восприятия является необходимым условием развития речи ребенка и залогом его успешного обучения в школе. Вместе с тем, многие исследователи (А. М. Горчакова, О. Н. Жовницкая, Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, Н. П. Самарцева, Г. В. Чиркина и др.) отмечают, что количество детей, имеющих речевые нарушения, в настоящее время значительно возросло. При этом группа дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием является одной из наиболее многочисленных. Фонетико-фонематическое недоразвитие – дефект речевого развития, особенно часто отмечаемый у старших дошкольников – детей 5-6 лет. В процессе изучения фонетико-фонематического недоразвития речи ученые установили, что его главной характеристикой является незаконченность процессов формирования произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционным характеристикам. Полученные результаты позволили этим авторам дать определение этого речевого нарушения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Я работаю учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении. В своей работе по коррекции речи у обучающихся активно использую ИКТ. С 2016 года кабинет учителя-логопеда оснащён компьютером.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).
Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества образовательного процесса.
Преодоление речевого недоразвития у детей будет более успешно, если в системе коррекционно-развивающего обучения будут использованы информационные технологии, направленные на развитие не только речевых, но и неречевых функций, а также коррекции психических функций и мыслительных операций. Я считаю, что современные информационные компьютерные технологии отвечают этим требованиям.
Новизна состоит в том, что применение информационных технологий в логопедической работе с детьми имеет преимущества, которые позволяют:
- максимально индивидуализировать объем, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость;
- осуществлять поэтапность предъявления материала с постоянно производимым оперативным контролем и самоконтролем;
- предусматривать невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего материала;
- усиливать занимательность процесса обучения, создавать так называемую внутреннюю мотивированность познавательного процесса;
- предъявлять бесконечное число комбинаций и вариаций в целях разнообразия в упражнениях.
Таким образом, в процессе логопедических занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
3. Наличие теоретической базы.
Цель профессиональной деятельности учителя-логопеда – обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений.
Использование компьютера учителем-логопедом в качестве средства обучения не должно повлечь за собой изменения принципов планирования всей коррекционной работы с ребенком. Основополагающим для определения первоочередных коррекционных задач остается уровень речевого развития ребенка и задачи данного периода его обучения. Программа работы должна строиться в соответствии с логикой данного этапа развития и коррекционного обучения ребенка. Логопедическое занятие с использованием компьютера является естественным элементом всего коррекционно-развивающего курса в данной содержательной области и должно быть органично связано с ним по содержанию и задачам.
Теоретической основой для организации логопедической работы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Ф. А. Рау и др., которые базируются на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Логопедическая работа с применением компьютера осуществляется на разных этапах: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе занятия.
4. Ведущая педагогическая идея.
Постоянно работая над изучением индивидуальных особенностей обучающихся в моей практике, идет постоянный поиск эффективных методов и приемов обучения и приведения их в систему нового образования. Сочетание использования ИКТ позволяют эффективно стимулировать познавательную активность школьников на занятиях, делают занятия и мероприятия яркими, интересными, вносят новизну в обучение. Обучающиеся получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий, активизируется учебно-познавательная деятельность, повышается мотивация обучения, эффектно внедряются информационные технологии в образовательный процесс, формируются навыки самостоятельной деятельности.
Ставлю своей главной целью – коррекция дефектов устной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Стараюсь помочь добиться каждому воспитаннику успеха над собой. Сравниваю самого с самим собой и показываю его успех продвижения. И информационные технологии значительно помогают мне в этом.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Как категория фонетико-фонематическое недоразвитие относится к психолого-педагогической классификации речевых нарушений и объединяет большую группу речевых расстройств (ринолалию, дизартрию, дислалию акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы).
В настоящее время достаточно глубоко изучены механизмы, приводящие к возникновению фонетико-фонематических нарушений, условия, влияющие на степень их выраженности, а также определены пути коррекции. В научной литературе имеются рекомендации, определяющие пути преодоления дефекта. В то же время, многочисленность группы дошкольников с подобным дефектом, выраженность и стойкость имеющихся у них затруднений, то негативное влияние, которое они оказывают в дальнейшем на процесс обучения, позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования средств и содержания коррекционно-развивающего воздействия.
К числу наиболее современных и перспективных технологий коррекционно-развивающего воздействия исследователи относят информационно-коммуникационные технологии.
6. Результативность опыта.
Для детей дошкольного возраста игра – ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность. Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания воспринимаются дошкольниками, прежде всего, как игровая деятельность, а затем уже как учебная, что повышает эффективность занятий.
В настоящее время в процессе диагностики и коррекции речевых дефектов дошкольников с ФФНР я использую целый ряд современных электронных продуктов, в частности, электронный альбом «Логопедическая-диагностика «Мерсибо»», пособие «Учимся говорить правильно» (2008); программа «Игры для Тигры» (2004); «Звуковой калейдоскоп» («Мерсибо») и другие.
Значительную помощь в проведении диагностики речевого развития ребенка мне оказывает «Логопедической экспресс-диагностики «Мерсибо» (интерактивные игры и упражнения). Ее применение позволяет сократить сроки обследования, так как необходимый диагностический материал предоставлен одном диске. Следует отметить, что программа имеет интерактивный характер – она дает возможность использовать микрофон для записи речи ребенка, предоставляет ему возможность услышать свою речь, сравнить варианты произношения, проконтролировать себя.
Использование программы «Учимся говорить правильно» позволяет эффективно решать задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими ФФНР. В содержание программы включены несколько разделов: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи. Каждый раздел включает в себя набор интерактивных заданий, для работы с которыми необходима компьютерная мышь и наушники. Материал, включенный в содержание разделов программы, может быть использован в ходе групповых и индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и произношения у дошкольников, формирования у них предпосылок к овладению грамотой.
Основу программы «Игры для Тигры» составляют методики Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой и других авторов. Программа собрана в четыре больших блока: «Фонематика», «Просодика», «Лексика», «Звукопроизношение». Задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме, что делает процесс коррекции речи при ее применении более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками. Программа позволяет зафиксировать начальное состояние фонетико-фонематических процессов у ребенка, его изменение в процессе работы и конечный результат коррекционного воздействия.
«Звуковой калейдоскоп» («Мерсибо») включает комплекс анимационных игр, направленных на развитие фонематического слуха у детей. Осваивая эти игры, дошкольники учатся выделять ударный звук, определять место звука в слове, анализировать звуковой состав слова.
Рассмотренные электронные продукты могут быть творчески использованы логопедом в работе по коррекции ФФНР у дошкольников, в тоже время количество занятий, которые можно провести с их использованием ограничивается содержанием материала, включенного в разделы.
Исходя из этого, я считаю, что наилучшим вариантом, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе с дошкольниками является использование авторских презентаций, созданных в программе PowerPoint.
В коррекционно-развивающем процессе презентация выступает как мультимедийный цифровой образовательный ресурс.
Однообразное повторение речевого материала по напечатанным текстам не привлекает детей и ведет к снижению активности при выполнении заданий. Использование в коррекционной деятельности мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию. Использование компьютера способствует концентрации внимания детей, что трудно достигается при фронтальной и групповой работе.
Преимущество авторских презентаций состоит в том, что логопед может самостоятельно определить их содержание, структуру и оформление, разработать дидактические задания и упражнения в соответствии с темой и решаемыми в данный момент задачами, уровнем речевого развития воспитанников.
В зависимости от тематики занятия на слайдах может быть размещен необходимый картинный материал, цифровые фотографии, flash–анимации, видеофрагменты. Но наиболее значимой в процессе применения авторских презентаций в работе по коррекции ФФНР у дошкольников нам представляется возможность включения в содержание слайдов аудиофрагментов. Работа с ними, в сочетании с использованием видеоряда, по нашему мнению, позволит повысить эффективность занятий так как движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
Создание учителем-логопедом авторских презентаций для занятий с детьми, по моему мнению, представляет ему больше возможностей для творчества, позволяет учесть индивидуальные особенности, возможности и интересы дошкольников с которыми он занимается.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике делает занятия более интересными, повышает доступность материала для детей.
Используемые источники
Методическое
1. Веденина, Е. Р. Развивающие и обучающие компьютерные игры в ДОУ / Е. Р. Веденина // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 12. – С. 15–18.
2. Гаркуша, Ю. Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю. Ф. Гаркуша, Н. А. Черлина, Е. В. Манина // Логопед. – 2004. – № 2. – С. 5–7.
3. Ковригина, Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста / Л. В. Ковригина // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3. – С. 57–59.
4. Лизунова, Л. Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе / Л. Р. Лизунова // Логопед. – 2006. – № 4. – С. 19–21.
5. Лынская, М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ / М. И. Лынская // Логопед в детском саду. – 2006. – № 6. – С. 21–22.
6. Сысоев, П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции / П. В. Сысоев // Язык и культура. – 2012. – № 1. – С. 120–133.
7. Титова, С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика : пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов / C. B. Титова. – М. : Изд-во ИКАР, 2014. – 240 с.
8. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа) : учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : МГОПИ, 1993. – С. 4-7.
Дидактическое
1. планы - конспекты интерактивных игр;
2. консультации для родителей;
3. Информационные ресурсы
https://vk.com/umnie_knizki/ - «Умные книжки». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям, логопедам : консультации, авторские разработки, конспекты, диагностический материал.
https://vk.com/razvitie_detei/ - «Развитие детей». На страницах сайта собрано множество электронныъ игр, презентаций и заданий для детей.
https://www.solnet.ee/sol/001/s_ds.html - детский портал
https://www.logoburg.com/ - Пособие адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям.
https://www.logoped-sfera.ru/- «Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей».
https://mersibo.ru/ - «Мерсибо» - развивающий портал для детских специалистов:
логопедов, психологов, воспитателей, где представлено множество интерактивных игр и пособий.