Приложение МААМ

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Паршунина Наталия Александровна
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Паршуниной Наталии Александровны, воспитателя ГКОУ РМ «Ширингушская санаторная школа-интернат»

Начиная с 2005 года, я работаю над проблемой «Привитие любви к прекрасному – система работы по художественно-эстетическому направлению»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Публикация «Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта» размещена в разделах

В нынешнее время актуальной проблемой является уровень культуры в школьной среде. Учащиеся не умеют видеть красоту повседневной жизни, слушая музыку, не слышат ее, смотря на великие произведения искусства, не видят их, их красоты, величия. В данное время очень важно сформировать у наших детей чувство прекрасного, научить видеть красоту. Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

Во время школьных занятий просто необходимо указывать учащимся на красоту совершаемых действий, к примеру, написание формул по математике, написание предложений в диктанте по русскому языку, сочетание цветов на уроках рисования. Разумеется, воспитать в учащихся полноценных ценителей прекрасного невозможно только посредством учебного процесса. Этому должны способствовать воспитание в семье, а также кружки различных видов деятельности, походы в театры, на экскурсии, а также живое слово учителя либо воспитателя. В результате проведенных внеклассных мероприятий значительно повышается уровень эстетики, учащиеся начинают смотреть по-другому на окружающий мир, окружающую среду. Следовательно, перед ними ставятся задачи увидеть что-либо новое, что раньше не было замечено в себе, в друзьях, в окружающих предметах.

Великим достижением в области эстетического воспитания была одна известная теория «Искусство должно пробуждать в людях художников». Речь идет не о профессии художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь. Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности к творчеству художников.

Эстетическое воспитание является очень важным компонентом всего воспитания в целом, и невозможно видеть нынешний мир без прекрасного. Вследствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования эстетического воспитания, способы его гармоничного и непрерывного развития.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству — залог будущих успехов. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Младший школьный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей ребенка.

Ребенок постоянно что-то создает, исследует. Все это совершенствуется, развивается в творчестве. Педагоги образовательного учреждения должны помочь ребенку в художественно-эстетическом развитии, для того, чтобы он мог развиваться всесторонне. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты.

Получить в детстве начало эстетического воспитания –значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Работая воспитателем, я заметила, что воспитанников интересует самая разнообразная творческая деятельность. Я считаю, что включение в педагогический процесс разнообразных занятий по данному направлению, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни школьников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости. Я исхожу из того, что занятия разнообразными видами творчества создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.

В данном направлении я вижу свою задачу не столько в обучении детей различным техникам декоративно-прикладного творчества, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Поэтому я выбрала художественно-эстетическое направление своей деятельности ведущей темой своей работы. Занимаясь этим вопросом, я подбираю необходимые материалы, которые соответствуют развитию моих воспитанников.

3. Теоретическая база опыта.

Начав работать по этой теме, я изучила методическую литературу и работы классиков педагогики. Значение художественно-эстетического воспитания детей в развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет творчество детей интеллектуальной деятельностью, Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка. В своей работе с детьми я использовала интересные и методически грамотные разработки занятий по декоративно-прикладному творчеству со школьниками. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008. Вайнерман С. М. Программа эстетического воспитания школьников. М. : Педагогическое общество России, 2005.. Дубровская. Приглашение к творчеству. СПб. : Детство-Пресс, 2007.. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. М. : Просвещение, 2004.. Тюфанова И. В.

Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что подготовка занятий по декоративно-прикладному творчеству позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей. Позволяют выразить в своей работе чувства и эмоции, даёт ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах. Владея разными техниками прикладной деятельности, ребенок получает возможность выбора. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание использованию нетрадиционных техник, которые просты и доступны в использовании, эффективны для создания выразительных образов и способствует развитию специальных художественно-творческих способностей детей. Я считаю, что развивая воображение с детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. А чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей школьного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы и приёмы воспитания и обучения.

Мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок для творческой деятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски (гуашь и акварель, кисти тонкие и толстые, картон (белый и цветной, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, свечи, листья, ватные палочки, камушки, перья, кусочки ткани, трубочки для коктейля и т. д. Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним школьников на занятиях.

Кружковая работа, которой я занимаюсь является одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся. Предлагаю детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждаю в них радость труда и жажду творчества, знакомлю с различными видами рукоделия. Не ограниченные жёстким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного и красивого в работах воспитанников.

Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс. Поддерживая тесную связь с учителями предметниками, помогаю приобщать детей к прекрасному миру книги. Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Ещё А. И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Искусство чтения развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Художественная литература – самый доступный и в тоже время самый эффективный вид искусства для формирования эстетической культуры школьника.

Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач.

Формы эстетического воспитания – это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки и др.

В работе с воспитанниками применяю комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются:

-наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит рассматривание иллюстраций, картин и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т. д.

-также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребёнок может высказать своё мнение. Мною проводятся беседы и классные часы по различным темам: «Мир вокруг нас» (беседа, «Доброта спасёт мир» (беседа, «Путешествие в прошлое своей семьи»(классный час, «Как бороться с конфликтами»(классный час-тренинг) и многое другое. Проводимые мероприятия дают свои результаты, при этом мои воспитанники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт.

- занятия, включающие обучение различным видам прикладного искусства.

- включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда.

Для развития творчества и систематизации знаний детей, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить детей видеть во всё м прекрасное: в искусстве, творчестве, работе, чтении, в повседневной жизни и т. д.

2. Развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческую активность, желание творить прекрасное своими руками. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник.

4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

5. Анализ результативности.

За время работы с воспитанниками в группе по теме «Привитие любви к прекрасному», можно сказать, что в процессе занятий у школьников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку творческая деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе. Дети учатся отбирать средства и материалы для самостоятельной художественной деятельности. Эстетическое воспитание школьников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес. Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе творческой деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда.

Проведена оценка индивидуального развития воспитанников по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», сделан отчет о проделанной работе на педагогическом совете. Таким образом, занятия по художественно-эстетическому направлению являются важным средством всестороннего развития детей. Результатами работы также считаю участие воспитанницы в муниципальной предметной олимпиаде и занявшей 2-место. Участие в республиканской выставке прикладного творчества воспитанников детских домов «МастерОК» и занявших два вторых места в номинации «Конструирование и дизайн». Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные результатом творчества детей, способны творить чудеса. В результате проведнной в течение года работы, у детей возрос интерес к творчеству. Дети стали внимательнее всматриваться в окружающий мир. Они стали создавать оригинальные работы, проявлять фантазию, научились реализовывать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения. Работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

Мой опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников способствовал :

- формированию эстетических чувств;

- развитию художественного вкуса, эстетической этики;

- формированию интеллектуальных, творческих и художественных способностей.

6. Трудности и проблемы по использованию данного опыта.

В своей педагогической практике я столкнулась с определёнными трудностями.

1. Возможность общения с природой воспитанников нашего учреждения ограничена территориальными рамками, в основном для экскурсий, исследовательских работ используется близлежащая территория: окраина леса, огород и цветники.

2. Предметно-пространственная среда требует совершенства в соответствии с ФГОС.

3. Подбор форм и методов работы требует тщательного отбора с учётом возрастных и индивидуальных особенностей для каждого ребёнка.

Трудности при применении данного опыта могут заключаться и в подборе оборудования и материалов,

разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Организация данной работы не трудоемка при наличии определенные средств – оборудования, канцтоваров, фонотеки, видеотеки, различных материалов и инструментов для рукоделия и соответствующей подготовки самого педагога. Мой опыт работы показал, что наличие всего необходимого помогает ребенку сделать свою работу яркой, неповторимой, что в свою очередь, создает положительный эмоциональный фон, помогает воспитанникам самоутвердиться, самореализовываться.

6. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт может быть востребован воспитателями школы-интерната. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на заседаниях методических объединений педагогов, педсоветах, республиканских и муниципальных семинарах. Размещаю свой опыт работы на страницах своего сайта и сайта учреждения. Опыт моей работы был обсужден на заседании методического объединения воспитателей и получил положительную оценку. Рекомендован для размещения на сайте образовательного учреждения.

Публикации по теме:

Представление педагогического опыта «Игра со словом всегда и везде» Шалаганова Татьяна Владимировна, республика Хакасия, город Черногорск, воспитатель МБДОУ «Журавушка» Тема представления педагогического.

Представление педагогического опыта на конкурсе «Педагог года-2018» 1 слайд Здравствуйте, уважаемые члены жюри, дорогие коллеги, гости! Хочу рассказать вам о себе, а также представить свой педагогический.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. План самообразования по экологии Администрации Волжского района Муниципального образования «Город Саратов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад.

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме «Формирование экономических знаний дошкольников» Обобщение инновационного педагогического опыта Прозоровой Ирины Николаевны, воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Представление педагогического опыта Представление педагогического опыта Тема: «Организация работы по развитию связной речи и коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного.

Представление педагогического опыта «Инновационные технологии в современной логопедической практике с введением ФГОС» Видео Индивидуальное логопедическое занятие на постановку звука [Ш] Представление педагогического опыта. Тема: «Инновационные технологии в современной.

Представление педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Еделькиной Алины Ивановны по проблеме.

Представление педагогического опыта воспитателя Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Структурное подразделение «Детский сад.

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя- логопеда МБДОУ «Кочкуровский детский сад «Улыбка» Кочкуровского.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 12:05
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта» (включая файлы) размещена пользователем Паршунина Наталия Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД