Паршунина Наталия Александровна
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Паршуниной Наталии Александровны, воспитателя ГКОУ РМ «Ширингушская санаторная школа-интернат»
Начиная с 2005 года, я работаю над проблемой «Привитие любви к прекрасному – система работы по художественно-эстетическому направлению»
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Темочки:
В нынешнее время актуальной проблемой является уровень культуры в школьной среде. Учащиеся не умеют видеть красоту повседневной жизни, слушая музыку, не слышат ее, смотря на великие произведения искусства, не видят их, их красоты, величия. В данное время очень важно сформировать у наших детей чувство прекрасного, научить видеть красоту. Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.
Во время школьных занятий просто необходимо указывать учащимся на красоту совершаемых действий, к примеру, написание формул по математике, написание предложений в диктанте по русскому языку, сочетание цветов на уроках рисования. Разумеется, воспитать в учащихся полноценных ценителей прекрасного невозможно только посредством учебного процесса. Этому должны способствовать воспитание в семье, а также кружки различных видов деятельности, походы в театры, на экскурсии, а также живое слово учителя либо воспитателя. В результате проведенных внеклассных мероприятий значительно повышается уровень эстетики, учащиеся начинают смотреть по-другому на окружающий мир, окружающую среду. Следовательно, перед ними ставятся задачи увидеть что-либо новое, что раньше не было замечено в себе, в друзьях, в окружающих предметах.
Великим достижением в области эстетического воспитания была одна известная теория «Искусство должно пробуждать в людях художников». Речь идет не о профессии художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь. Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности к творчеству художников.
Эстетическое воспитание является очень важным компонентом всего воспитания в целом, и невозможно видеть нынешний мир без прекрасного. Вследствие всего этого необходимо прививать учащимся любовь к природе, жизни. Необходимо поставить перед собой задачу найти пути совершенствования эстетического воспитания, способы его гармоничного и непрерывного развития.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству — залог будущих успехов. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Младший школьный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей ребенка.
Ребенок постоянно что-то создает, исследует. Все это совершенствуется, развивается в творчестве. Педагоги образовательного учреждения должны помочь ребенку в художественно-эстетическом развитии, для того, чтобы он мог развиваться всесторонне. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты.
Получить в детстве начало эстетического воспитания –значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Работая воспитателем, я заметила, что воспитанников интересует самая разнообразная творческая деятельность. Я считаю, что включение в педагогический процесс разнообразных занятий по данному направлению, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни школьников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости. Я исхожу из того, что занятия разнообразными видами творчества создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми и следует стремиться помочь им осуществлять такое общение.
В данном направлении я вижу свою задачу не столько в обучении детей различным техникам декоративно-прикладного творчества, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Поэтому я выбрала художественно-эстетическое направление своей деятельности ведущей темой своей работы. Занимаясь этим вопросом, я подбираю необходимые материалы, которые соответствуют развитию моих воспитанников.
3. Теоретическая база опыта.
Начав работать по этой теме, я изучила методическую литературу и работы классиков педагогики. Значение художественно-эстетического воспитания детей в развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт). Так В. Лоунфельд (США) называет творчество детей интеллектуальной деятельностью, Указывая также на важную роль его в эмоциональном развитии ребенка. В своей работе с детьми я использовала интересные и методически грамотные разработки занятий по декоративно-прикладному творчеству со школьниками. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008. Вайнерман С. М. Программа эстетического воспитания школьников. М. : Педагогическое общество России, 2005.. Дубровская. Приглашение к творчеству. СПб. : Детство-Пресс, 2007.. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. М. : Просвещение, 2004.. Тюфанова И. В.
Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что подготовка занятий по декоративно-прикладному творчеству позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей. Позволяют выразить в своей работе чувства и эмоции, даёт ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах. Владея разными техниками прикладной деятельности, ребенок получает возможность выбора. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание использованию нетрадиционных техник, которые просты и доступны в использовании, эффективны для создания выразительных образов и способствует развитию специальных художественно-творческих способностей детей. Я считаю, что развивая воображение с детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. А чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей школьного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы и приёмы воспитания и обучения.
Мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок для творческой деятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски (гуашь и акварель, кисти тонкие и толстые, картон (белый и цветной, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, свечи, листья, ватные палочки, камушки, перья, кусочки ткани, трубочки для коктейля и т. д. Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним школьников на занятиях.
Кружковая работа, которой я занимаюсь является одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся. Предлагаю детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждаю в них радость труда и жажду творчества, знакомлю с различными видами рукоделия. Не ограниченные жёстким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при выполнении самостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного и красивого в работах воспитанников.
Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс. Поддерживая тесную связь с учителями предметниками, помогаю приобщать детей к прекрасному миру книги. Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Ещё А. И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Искусство чтения развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Художественная литература – самый доступный и в тоже время самый эффективный вид искусства для формирования эстетической культуры школьника.
Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач.
Формы эстетического воспитания – это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки и др.
В работе с воспитанниками применяю комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются:
-наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит рассматривание иллюстраций, картин и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т. д.
-также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребёнок может высказать своё мнение. Мною проводятся беседы и классные часы по различным темам: «Мир вокруг нас» (беседа, «Доброта спасёт мир» (беседа, «Путешествие в прошлое своей семьи»(классный час, «Как бороться с конфликтами»(классный час-тренинг) и многое другое. Проводимые мероприятия дают свои результаты, при этом мои воспитанники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт.
- занятия, включающие обучение различным видам прикладного искусства.
- включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда.
Для развития творчества и систематизации знаний детей, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Учить детей видеть во всё м прекрасное: в искусстве, творчестве, работе, чтении, в повседневной жизни и т. д.
2. Развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческую активность, желание творить прекрасное своими руками. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник.
4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
5. Анализ результативности.
За время работы с воспитанниками в группе по теме «Привитие любви к прекрасному», можно сказать, что в процессе занятий у школьников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку творческая деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе. Дети учатся отбирать средства и материалы для самостоятельной художественной деятельности. Эстетическое воспитание школьников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес. Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе творческой деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда.
Проведена оценка индивидуального развития воспитанников по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», сделан отчет о проделанной работе на педагогическом совете. Таким образом, занятия по художественно-эстетическому направлению являются важным средством всестороннего развития детей. Результатами работы также считаю участие воспитанницы в муниципальной предметной олимпиаде и занявшей 2-место. Участие в республиканской выставке прикладного творчества воспитанников детских домов «МастерОК» и занявших два вторых места в номинации «Конструирование и дизайн». Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные результатом творчества детей, способны творить чудеса. В результате проведнной в течение года работы, у детей возрос интерес к творчеству. Дети стали внимательнее всматриваться в окружающий мир. Они стали создавать оригинальные работы, проявлять фантазию, научились реализовывать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения. Работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Мой опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников способствовал :
- формированию эстетических чувств;
- развитию художественного вкуса, эстетической этики;
- формированию интеллектуальных, творческих и художественных способностей.
6. Трудности и проблемы по использованию данного опыта.
В своей педагогической практике я столкнулась с определёнными трудностями.
1. Возможность общения с природой воспитанников нашего учреждения ограничена территориальными рамками, в основном для экскурсий, исследовательских работ используется близлежащая территория: окраина леса, огород и цветники.
2. Предметно-пространственная среда требует совершенства в соответствии с ФГОС.
3. Подбор форм и методов работы требует тщательного отбора с учётом возрастных и индивидуальных особенностей для каждого ребёнка.
Трудности при применении данного опыта могут заключаться и в подборе оборудования и материалов,
разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Организация данной работы не трудоемка при наличии определенные средств – оборудования, канцтоваров, фонотеки, видеотеки, различных материалов и инструментов для рукоделия и соответствующей подготовки самого педагога. Мой опыт работы показал, что наличие всего необходимого помогает ребенку сделать свою работу яркой, неповторимой, что в свою очередь, создает положительный эмоциональный фон, помогает воспитанникам самоутвердиться, самореализовываться.
6. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт может быть востребован воспитателями школы-интерната. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на заседаниях методических объединений педагогов, педсоветах, республиканских и муниципальных семинарах. Размещаю свой опыт работы на страницах своего сайта и сайта учреждения. Опыт моей работы был обсужден на заседании методического объединения воспитателей и получил положительную оценку. Рекомендован для размещения на сайте образовательного учреждения.