Устинова Татьяна Николаевна
Представление педагогического опыта «Формирование правовой культуры социально-ориентированной личности»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен-ствования учебно-воспитательного процесса.
На современном этапе своего развития Россия находится в непрерывной системной модернизации социально-экономической, политической, правовой и других сфер жизни государства. Результатом этих преобразований должно стать формирование правового государства, развитое гражданское, экономически стабильное общество. Эффективность этих перемен может быть достигнута при условии масштабной правовой модернизации, пронизывающей все стороны жизни. Как убеждает практика, правовое воспитание необходимо начинать еще в ходе школьного обучения.
Публикация «Представление педагогического опыта „Формирование правовой культуры социально-ориентированной личности“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ориентация современной системы образования на развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства подчеркивается в Законе об образовании (ст. 14).
Заканчивая обучение в школе-интернате, выпускникам необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. Очевидно, что без правовых знаний просто невозможно стать полноценным гражданином, получить профессию, стать конкурентоспособным на рынке труда. Будущее современного человека, прежде всего, связывается с необходимостью найти своё место в мире профессий — профессий престижных, нужных обществу. В настоящее время у большей части современной молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени.
Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, молодые люди должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.
Таким образом, важнейшей функцией современного образования становится процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.
Именно в школьном коллективе ребенок приобретает необходимые знания и поведенческие навыки, учится ответственно относиться как к своим поступкам, так и поступкам других людей. В условиях школы-интерната правовое просвещение имеет ярко выраженную практическую направленность. В детском учреждении у ребенка расширяется круг общения. Правовые нормы определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации. И если, находясь в детском коллективе, ребенок не научится принимать правильный выбор, достигать взаимопонимания со сверстниками, не конфликтовать с педагогами, то он не сможет реализовать себя наиболее полно, став взрослым. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Важным условием становления опыта является потребность общества в образованной личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.
Другим важным условием формирования опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения с детьми, педагогами, стремлением придать своей деятельности направленный характер.
С ранних школьных лет у детей следует формировать правовое сознание, развивать правовую культуру, так как в жизни они встретят немало ситуаций, когда личное правовое сознание станет показателем и гражданской позиции и нравственной зрелости.
В школу-интернат все чаще поступают обучаться дети, из социально запущенных семей, семей с низким уровнем развития и достатка. Родителями в этих семьях не осуществляется полноценный воспитательный процесс. По отношению к детям часто происходит нарушение правовых норм. В дальнейшем дети сами становятся склонными к правонарушениям.
Поэтому в своей работе я выбрала направление по правовому воспитанию, предполагающее формирование основ правовых знаний у детей, умения и готовности решать свои жизненные проблемы, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона. Но правовые знания нужны не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Знание прав должно помогать ребенку защитить себя, сформировать привычку оценивать свои поступки и поступки сверстников, формировать задатки самоконтроля в поведении, знание воспитанниками не только своих прав, но и обязанностей, т. к. не бывает прав без обязанностей.
3. Теоретическая база опыта.
Проблемы гражданско-правового воспитания подрастающего поколения волновали известных историков, философов, писателей. «Право – это всё то, что истинно и справедливо», - высказывался французский писатель, мыслитель В. Гюго. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский так говорил о воспитании: «Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя», «В воспитании все главное – и урок, и развитие разнообразных интересов вне урока, и взаимоотношение воспитанников в коллективе».
В последние годы различные аспекты теории правового воспитания нашли свое отражение в работах А. Б. Венгерова, В. Н. Кудрявцева, А. В. Мицкевича, И. Ф. Рябко, В. П. Сальникова. Разработке основ организации и управления правовым воспитанием посвящены работы таких ученых, как В. В. Головченко, Г. А. Голубева, С. Н. Кожевникова, А. А. Погорадзе, В. П. Федорина.
Многие ученые сходятся на том, что формирование правосознания обучающихся означает создание таких условий, при которых у них появляется положительное отношение к праву, повышается авторитет закона как непреложной социальной ценности, создается устойчивая ориентация на правомерное поведение, формируются установки и привычки законопослушания, а также создается атмосфера протеста и нетерпимости ко всем случаям нарушения закона, неотвратимости ответственности.
Для обоснования системы работы изучены Законы Российской Федерации, документы Правительства РФ, методическая и психолого-педагогическая литература по праву. Использую также методические разработки занятий, материалы по отслеживанию результатов работы.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Главной целью моей работы является создание условий для становления личности человека и гражданина, уважающего права и свободы каждого человека, умеющего реализовывать и защищать свои права. Из этого ставлю задачи:
- способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
- формирование у детей представления о нормах и правилах поведения;
- формирование навыков неконфликтного поведения и общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
- воспитание толерантности;
- обеспечение социальной защиты детей и подростков, их успешной социализации в обществе;
Чтобы правильно организовать правовое воспитание школьников необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Неукоснительно соблюдать принцип индивидуального подхода: кто, как не воспитатель, знает сильные и слабые стороны личности каждого своего ребенка: что способно вызвать различные эмоции в нем, что может приостановить негативную или разрушительную деятельность.
2. Необходимо стимулировать положительное эмоциональное отношения к сообщаемой информации по правовой тематике.
3. Постоянно поддерживать активный интерес школьников к приобретению правовых знаний.
4. Помнить, что теория без практики мертва: правовая информация должна быть связана с фактами из повседневной жизни школьников.
5. Необходимо приучать их к сознательной оценке своих поступков; это обеспечит сознательное усвоение правовых знаний.
6. Правовое воспитание должно проводиться с учетом возрастных особенностей подростков, тогда оно даст наилучшие результаты. Это святой принцип педагогики.
Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.
Правовое просвещение школьников должно способствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата — одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.
Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.
Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми для старшеклассников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения, Правила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.
Мною апробированы следующие формы и методы работы : лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать свое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература.
Часто в своей педагогической деятельности практикую презентации, позволяющие донести информацию в удобной для восприятия форме. Из методов воспитания применяю убеждение, предупреждение, поощрение, педагогическое наблюдение, проблемную ситуацию, положительный пример.
Деятельность построена в следующих направлениях :
Диагностика.
- анкетирование и тестирование воспитанников;
- систематическое педагогическое наблюдение за детьми;
- определение круга общения подростков.
Просвещение.
- Изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое их соблюдение;
- изучение государственных и международных документов о правах человека, его положении в обществе;
- консультирование воспитанников по правовым вопросам и мерах их социальной поддержки;
- проведение разнообразных форм занятий по правовому просвещению, а также по овладению способами бесконфликтного поведения и приемами разрешения конфликтных ситуаций.
Сопровождение.
- поддержка социально ценных инициатив и интересов воспитанников, забота о вовлечении их в кружки по интересам, спортивные секции.
Сотрудничество.
- с администрацией школы-интерната;
- с социально-психологической службой школы-интерната;
- с КДН;
- с ПДН.
Практическая деятельность.
- организация и проведение коллективных творческих дел и социально-значимой деятельности по формированию у детей представления о нормах и правилах поведения в обществе, по профилактике правонарушений,
Заключительный этап.
- подведение итогов работы.
5. Анализ результативности.
Показателями эффективности работы являются следующие факты:
-воспитанники чаще обращаются к воспитателю, именно как к профессионалу по правовому направлению, спрашивают совета и делятся своими впечатлениями;
- снизилось количество воспитанников, нарушающих режим дня;
- не было случаев самовольных уходов из школы-интерната
- наметились позитивные изменения в поведении детей: они стали ответственнее, добрее, улучшились отношения как между детьми, так и со взрослыми;
- изменились в лучшую сторону взаимоотношения с родственниками;
- снизилось число детей, склонных к проступкам;
- не наблюдаются такие явления как воровство, табакокурение, употребление алкогольных напитков ;
- дети чувствуют себя защищенными;
- с увлечением участвуют в правовых мероприятиях;
- они имеют представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности и о правилах личной безопасности человека;
- воспитанники усвоили совокупность конкретных правил поведения в семье, доме, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных массовых мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.
Приобрели умения:
1. проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях;
2. давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям, явлениям жизни;
3. осуществлять свои права на практике.
Воспитанники стали бережнее относиться к школьному имуществу. В группе растет эмоциональное благополучие.
За прошедший учебный год воспитанниками группы не было совершено ни одного правонарушения. Нет подростков, состоящих на учете в ПДН.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Основная трудность состоит в том, что в школу-интернат поступают дети, которые до этого жили в неблагополучной среде, приобретали знания и навыки поведения, не отвечающие нормам общежития. Попав в детское государственное учреждение, начинают испытывать новые трудности и проблемы. Они не всегда адекватно воспринимают и оценивают человеческие поступки и отношения. Поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения, восприятие информации. Также наблюдается частая сменяемость контингента, поступление новых учеников в течении учебного года, что тоже можно отнести к проблемам при использовании данного опыта. Ведь за короткий промежуток времени общения с детьми, не всегда можно отследить положительный результат своей работы.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям интернатных учреждений, классным руководителям, социальным педагогам, учителям начальных классов. Опытом своей работы делюсь на открытых занятиях; педсоветах и методических объединениях воспитателей; заседаниях творческой группы; размещаю материал на собственном сайте ; на сайте учреждения в методической копилке. Опыт работы изучен на заседании методического объединения воспитателей и получил положительную оценку. Рекомендован для размещения на сайте школы-интерната (протокол №2 от 3 ноября 2018 года).
8. Наглядное приложение:
-сценарий занятия-презентации «Права и обязанности ребенка» ;