Битюкова Марина
Практика применения приемов интеграционной терапии педагогом-дефектологом и учителем-логопедом в работе с детьми с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители детей, страдающих аутизмом, знают, что такое расстройство сенсорной чувствительности. Почти все люди постоянно используют свои органы чувств — уши, глаза, язык, нос, руки, вестибулярный аппарат. Любое действие первым делом проходит обработку мозгом, от которого сигнал поступает в нервную систему. У детей с аутизмом мозг неправильно считывает информацию, результатом становится сенсорное расстройство.
Публикация «Практика применения приемов интеграционной терапии педагогом-дефектологом и учителем-логопедом в работе с детьми с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Обработка ЦНС любой поступающей информации называется сенсорной интеграцией. Некоторые дети с РАС сверхчувствительны, на первый взгляд, к обычным вещам — слишком громким звукам, прикосновению ткани одежды к коже, кто-то не выносит скрежета рисующего карандаша. Один ребенок ест блюда и продукты только красного цвета (помидоры, борщ, другой же отказывается от хрустящего (печенья, чипсов, сухариков). Есть гиперчувствительные детки, а есть те, которым совершенно не интересно происходящее вокруг.
Кроме того, у детей с таким нарушением часто возникают сложности с общением, играми, они кажутся неуклюжими и неловкими, как будто у них трудности с координацией;
В целом задачей терапии становится помощь детям в использовании их сенсорного восприятия для ежедневного взаимодействия с предметами и явлениями, которые они плохо переносят. Ребенок в форме занимательной игры учится правильно реагировать на различные перемены в окружающей обстановке. Такой подход и называется сенсорным лечением.
Речевые навыки и сенсорная интеграция очень прочно связаны между собой. У малышей со сбоем проводимости нервных импульсов очень часто наблюдаются и проблемы с речью, в частности, задержка речевого развития. Самостоятельно с этой проблемой родителям справиться очень сложно, а порой и вовсе невозможно — нужна помощь специалистов. Чтобы запустить речь ребенка, они используют различные игры.
Это занятия, которые освобождают (или, наоборот, загружают) каналы, несущие ответственность за восприятие, что позволяют ребенку получить новые для него чувственные ощущения:
1. зрительные — обучение видеть разные цвета, в том числе яркие и смешанные;
2. слуховые — улучшение навыков различия звуков;
3. тактильные — обучение ощущать разные по фактуре, объему и форме предметы, нормально реагировать на прикосновения людей и объятия;
4. двигательные — навыки правильного ощущения движений и их ритма в пространстве;
5. обонятельные — восприятие и различие запахов;
6. вкусовые — обучение правильно интерпретировать разные продукты;
7. проприоцептивные — улучшение понимания чувства собственного тела.
Главные задачи методики:
1. положительные эмоции — это благоприятно сказывается не только на поведении, но и на настрое.
2. формирование контакта (в том числе и эмоционального) с другими людьми — при этом используются невербальные и вербальные средства.
3. приобретение нового сенсорного опыта — это крайне важно для расширения представлений ребенка об окружающем мире.
4. получение новых социальных навыков — это существенно приближает ребенка к миру других людей, дает ему новые понятия о социальных контактах и взаимоотношениях.
5. формирование психических и познавательных навыков — улучшение памяти, нормализация восприятия, развитие воображения и пространственного мышления.
Как проходят занятия:
1) В самом начале занятий специалист устанавливает связь с ребенком, старается эмоционально с ним сблизиться. Ведь у детей с аутизмом главной трудностью является знакомство — ребенок становится наряженным и высказывает агрессию или же просто не замечает присутствия другого человека. Таким детям нужно время, чтобы начать хоть как-то контактировать с новым человеком и освоиться в необычной ситуации и окружении.
2) После того как специалист завоевал доверие маленького пациента и наладил с ним связь, начинаются непосредственно занятия. Играя с ребенком, мы учим его радоваться (ведь при синдроме аутизма мир ребенка, как правило, темный, в нем присутствует страх, одиночество, желание отстраниться от всего, в том числе и от общества). Это пробуждает желание к исследованию мира.
Они расширят представления ребенка об окружающем мире. Научат его разным формам взаимодействия. Постепенно уведут от узкого стереотипного мышления и поведения. Научат интерпретировать различные исходы одной и той же ситуации.