Наталья Зюркалова
Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Пластилинография, как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста.
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать – и я пойму»
(Конфуций).
Слайд 2.
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества.
Публикация «Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
По требованиям Стандарта содержание образования сводится к освоению ребёнком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков, так как в основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья.
Слайд 3.
Появилось понятие культурных практик.
С точки зрения Н. Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т. е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающихся с первых дней его жизни.
Слайд 4.
Что можно считать культурной практикой? Среди культурных практик можно выделить следующие: манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игра, поисково-исследовательская деятельность. Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии с взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. Культурные практики являются естественной частью повседневной жизнедеятельности ребенка. Зачем нужны культурные практики?
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, творческую реализацию замыслов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др. Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами. Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса
Слайд 5.
В своей работе я использую такой вид культурной практики, как Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, объемные или полуобъёмные на горизонтальной поверхности.
«Пластилинография» - это создание оригинальных образов, придумывание поделки, проявление эмоциональных выражений, сохранение эмоционального здоровья, снятие мышечного напряжения и расслабление. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Это овладение трудовыми умениями, развитие детского воображения, художественного и пространственного мышления, пробуждение фантазии, побуждение дошкольников к самостоятельности, воспитание усидчивости, терпения, аккуратности.
Слайд 6
.
К достоинствам технологии «Пластилинографии» относятся: простота исполнения работы, яркость фактурного материала, возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей, насыщенность игровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решения поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения, так как творчество всегда являлось одним из видов деятельности, способствующего снятию эмоционального и мышечного напряжения.
Слайд 7.
В процессе работы воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Самостоятельность ребёнка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы. Процесс освоения культурной практики пластилинографии связан с возможностью ребенка самостоятельно и активно реализовывать свои интересы, замыслы, осуществлять свободный выбор в образовательной среде. Условием осуществления практики является свобода дошкольника в выборе средств реализации своей активности.
Слайд 8.
Рекомендованный материал, представлен на слайде.
Слайд 9.
И я вам предлагаю сейчас немного пофантазировать и проявить свое творчество. Здесь предлагается материал, инструменты, и все необходимое для работы.
Слайд 10.
На слайде представлена литература, которая будет полезна, тем, кто заинтересуется этой техникой. В данных пособиях предлагаются конспекты занятий по изобразительной и художественной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В основу каждого занятия положено использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии: создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Представлен тематический цикл по ознакомлению детей с анималистической живописью. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов позволит воспитателям достичь успехов в работе. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, начальной школы, руководителям кружков дополнительного образования.
Слайд 11.
Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования пластилинографии как культурной практики для развития творчества. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
Слайд 12.
Спасибо за внимание.
Литература:
Научно – методический журнал «Детский сад: теория и практика». № 5, 2015 г. стр. 38 - 47