Флюра Пигашова
Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием детского церебрального паралича (ДЦП). Обучение и воспитание детей с ДЦП затруднено из-за смешанного характера дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения. Но, не смотря на заболевание, наши воспитанники жизнерадостные, любознательные, активные и отзывчивые. Им все интересно. И трогательно наблюдать, как они старательно и упорно пытаются выполнять все предложенные им задания.
Публикация «Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ, Развивающие игры для детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Наше дошкольное учреждение в течение нескольких лет активно адаптирует методы и приемы ОТСМ – ТРИЗ – педагогики в работе с дошкольниками. Вначале мы думали, что воспитанникам нашей группы это не под силу, но решили попробовать. И были удивлены и обрадованы: дети не только справляются с предложенными творческими заданиями, но и выполняют их с большим удовольствием.
Выбор игры, ее тематика, форма проведения зависели от индивидуальных особенностей каждого ребенка и динамики их развития. Участие детей и выполнение ими предметных действий осуществлялось различным способом в зависимости от состояния движения:
- пассивно-активные действия – при понимании ребенком функционального назначения всех объектов, при этом ребенку оказывается помощь в захватывании и удержании объекта, направленным движением с ним;
- самостоятельное выполнение задания и оценка под руководством взрослого.
Особое значение для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата имеет сенсорное воспитание, основной целью которого является развитие способностей полноценно воспринимать и ощущать окружающий мир с помощью органов чувств. У детей с ДЦП схема положений и движений тела развивается патологически. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает у них огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Поэтому мы начали с ознакомления детей с именами признаков (влажность, температура, рельеф). Далее мы старались научить детей выделять из ряда находящихся перед ними объектов идентичные по признаку одинаковые неодинаковые с помощью тактильного восприятия. Для отработки навыков работы с признаками объектов и их значениями проводили тренинги.
«Волшебная дорожка. «Найди такой же».
(метод морфологического анализа)
Цель. Уточнить знания детей о значении признака «рельеф». Развивать навык обследования.
Оборудование. Морфологическая таблица (две дорожки): на горизонтали – ткани с разным рельефом, в волшебной шкатулке – такие же ткани, что и на горизонтали, повязка на глаза.
Например: Потрогай и скажи, какие ткани по рельефу.
Ребенку завязывают глаза повязкой. Он, ощупывая ткань, находит идентичную и называет признак «рельефа» ткани (атласная, мягкая, пушистая, шероховатая)
«Волшебная дорожка «Путешествие колобка»
(метод морфологического анализа)
Цель. Уточнить знания детей о значении признака «рельеф». Развивать навык обследования. Побуждать фантазировать на основе изменения признака «рельефа».
Оборудование. Морфологическая таблица (две дорожки): на вертикали – колобок, на горизонтали карточки с изображением пенечков с разным рельефом; ширма, силуэты колобков из бумаги разной текстуры.
Ход игры:
Воспитатель: «Что нужно сделать, чтобы определить: какой объект по «рельефу»?
Дети: потрогать руками, руки - помощники умной головы.
Воспитатель: Найдите значения имени признака «рельеф», которые спрятались в игрушках?
Дети: «Ежик, ты какой по рельефу?
трогают и отвечают: «Ежик колючий» и т. п.
Воспитатель: сегодня у нас в гостях Колобок. С ним приключилась удивительная история. Хотите узнать какая? Дети:Да. Воспитатель: все вы знаете, что Колобок убежал от дедушки и бабушки в лес. А лес оказался волшебным. Катится Колобок, катится, видит – пенек перед ним стоит. «Сяду на пенек, думает, отдохну», а пенек ему и говорит: «Не садись на меня, а то станешь таким же, как я по рельефу». Хочется Колобку на пенек запрыгнуть, да боится, не знает, каким станет. Поможем Колобку, ребята?
Дети за ширмочкой рукой обследуют пенек, задавая вопрос «Пенек, какой ты по рельефу?» и находят колобка с таким же рельефом. «Колобок станет шероховатым» и вставляют его в кармашек над пеньком. и т. д. (гладкий, пупырчатый, бархатный, колючий)
Оценка фантастического преобразования Колобка на уровне «хорошо-плохо».
«Природный и рукотворный мир» - эта игра относится к системе тренинга по обучению классификационным умениям.
Форма организации работы с детьми индивидуальная, с небольшой подгруппой (2 человека). Деятельность мотивируется с помощью проведения соревнований, раскрытия тайн.
1 ."Природный и рукотворный мир"
Цель: Учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления.
Оборудование
Задания проводятся на большом круге, разделенном пополам. В первую половину круга помещаются объекты рукотворного мира, во вторую - природного.
Содержание
Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут объекты в соответствующую часть круга). Есть объекты, созданные природой - это объекты природного мира (дети называют их и кладут объекты в соответствующую часть круга).
Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний:
- «Разложи картинки» (объекты заменяются картинками)
- Все в мире перепуталось” (воспитатель перемешивает картинки на модели мира, дети правильно их раскладывают);
-Электровикторина «Природный и рукотворный мир»
Содержание.
В игре могут участвовать несколько человек, можно играть и одному. Ведущий кладет одну из карт в коробку так, чтобы в круглые отверстия на карте были видны серебристые кружки. Ведущий выбирает любую картинку и прикладывает наконечник одного из проводов к отверстию под этой картинкой. Один из участников игры должен определить к какому миру этот объект принадлежит. Чтобы проверить, правильно ли найден ответ, надо приложить наконечник второго проводка к отверстию на клетке с рисунком-ответом. Если ответ правильный – вверху, над картой, загорится лампочка. За каждый правильный ответ играющий получает одно очко. Если он не может ответить на вопрос. Ведущий задает этот вопрос другому участнику игры. В конце игры все подсчитывают свои очки.
Когда дети освоили несколько игр, мы решили сделать игротеку. Так появилось волшебное дерево с удивительными птицами на ветках. Птички разных цветов (красная, желтые, синяя, белая). Каждая птаха держит в лапках яблочко своего цвета, на обратной стороне которого изображен значок предлагаемой игры. Ребенок выбирает понравившуюся ему птичку и по цвету и значку находит нужную игру, которую ему предлагает птица. Этот зачин дает эмоциональный заряд и мощный толчок малышу для того, чтобы довести начатую игру до конца.