Наталья Теницкая
Практические задания к семинару по теме «Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Практические задания к семинару
Тема: Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры.
Задание№1
Прочитайте текст, и используя эмоциональную окраску, исходя из содержания текста и собственного настроения:
Мне грустно -
Папе на меня
Нажаловалась мама.
Конечно, я не слушался,
Я вёл себя упрямо.
Но можно было шлёпнуть
И даже накричать,
Сама ж меня учила:
Не ябедничать.
С. Махотин.
Публикация «Практические задания к семинару по теме „Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Семинар, практикум
- Темочки
Задание № 2
Произнесите фразы «Уколола кошка лапку», «Побежал ёж по комнате», «Это моя бабушка» так, чтобы каждый раз благодаря изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза.
Задание №3
Попробуйте восстановить искажённые фразеологизмы. Что они означают? А если попробовать представить их в прямом смысле — какая картина возникает?
Делать из комара слона;
Два валенка пора;
Заблудиться в трёх осинах;
Кошку съел;
Восемь четвергов на недели;
Пишет как индюшка лапой;
После снегопадика в субботу.
Задание №4
Фразеологизмы - антонимы перепутались. Найди потерявшиеся пары.
1. Повесить нос.
2. Хоть отбавляй.
3. Как кошка с собакой.
4. Воспрянуть духом.
5. Кот наплакал.
6. Сложа руки.
7. Душа в душу.
8. Засучив рукава.
Задание№5
Произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердито, ласково).
Мы поедем на экскурсию.
Задание №6
По произнесённым междометиям догадайтесь какие чувства я хотела передать.
1. Ах! - радость, восхищение.
2. Ой! - испуг, страх.
3. Ух! - недовольство.
4. О! - удивление.
5. Эх! - грусть, сожаление
Задание №7.
Паузирование. С помощью пауз передайте настроение героя, выделите главные смысловые слова:
«Упрямый ослик» «Капризная корова»
Упрямый ослик Капризная корова
- Идти не хочу! Мычала на лугу:
И груз на себе я везти не могу! - Жевать траву с цветами
Тащите вы сами на гору мешки, Я больше не могу.
А после спускайтесь с такой высоты! Бока все отлежала,
Хозяин с упрямством справляется разом И солнце напекло
- Приносит упрямцу морковки он тазик. А молока так много,
- Ешь ослик, морковку. Тебя я люблю. Что вымя затекло.
-За труд твой тяжёлый тебя я хвалю. Коза совет дала ей
-А после работы мы ляжем в тени - А ты пойди в лесок.
-И я для тебя почитаю стихи. В тенёчке там прохладно.
Да и трава там шелк.
И в лес ушла корова,
А там был серый волк.
Капризную корову к себе он уволок.
Задание №8.
Используйте ускорение или замедление для передачи динамики произведения.
«Поползём?» «Песенка друзей»
Кто идёт, а кто ползёт. Мы едем, едем, едем
Или всё наоборот. В далёкие края
Вот малыш пыхтит, ползёт, Весёлые соседи -счастливые друзья.
Соску всё засунул в рот. Нам солнышко смеётся,
Тучи по небу ползут, Мы песенку поём,
За собою дождь ведут. А в песенке поётся о том,как мы живём.
По стене паук ползёт, Красота! Красота!
Паутину он плетёт. Мы везём с собой кота,
Поезд медленно ползёт, Чижика, собаку, Петьку — забияку,
Пассажирам не везёт. Обезьяну, попугая — вот компания какая!
Задание№9.
Используя все интонационные средства : фразовые и логические ударения, паузы, движения голоса по высоте, силе, тембру, темп речи, мимику, жесты прочитать произведение:
«Курочка Ряба и золотое яйцо»
Радовались дед и баба:
– Снами вместе наша Ряба.
По яичку нам снесёт
И на завтрак принесёт.
Ну а Ряба всё хлопочет,
Всё порадовать их хочет:
– Ешьте свежее яйцо.
Принесу я вам ещё.
Жили бедно баба с дедом,
Голодали за обедом.
Ряба им помочь решила
И богатством одарила.
– Я снесла яйцо, - сказала,
– Весит то яйцо немало.
Всё из золота оно,
Для богатства вам дано.
Удивились дед и баба:
– Для чего ты это, Ряба?
Не видали никогда
Золотого мы яйца.
Уму учит Ряба деда:
– На базар сейчас поедешь,
Там продашь яйцо купцу,
Будут деньги на лапшу.
Хорошо, -ей дед сказал
И поехал на и базар.
Там с купцом поторговался
И в накладе не остался.
Все запасы закупил,
Ситца бабке прихватил
И домой приехал в срок,
Рябы выполнив урок.
– Здравствуй, Ряба! - молвил он.
– Я продал яйцо твоё.
Будем жить теперь мы сыто.
Да и ты не позабыта.
Накупил тебе зерна,
Чтоб яички ты несла.
Птичник новый я отстрою,
Будем славно жить с тобою.
Только Ряба промолчала.
Бабка деду рассказала:
Не несёт яички Ряба.
Покупать теперь их надо.
Плачет дед и плачет баба:
– Золотого нам на надо. Мы хотим яйцо простое,
Очень вкусное, живое.
Итак, подведя итоги, требования к речи педагога должны быть следующие: правильность, точность, логичность,чистота, выразительность, богатство, уместность, темп, поза, мимика, жесты.
Следует избегать следующих недочётов в речи : торопливость, невнятность произношения, монотонность, повышенная громкость, неточность произнесения отдельных звуков или слов; нарушения в лексико — грамматическом оформлении, употреблении в речи слов — паразитов, небрежное — неряшливое произношение, побуквенное произношение отдельных слов, произнесение с неправильным ударением,неблагозвучность голоса, частое употребление слов с уменьшительно — ласкательными суффиксами, использование новых слов, не учитывая возраст детей.
Литература:
1. Болотина Л. Р. ,Комарова Т С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика — М., 1997 — 240с.
2. Буре Р. С., ОстровскаяЛ. Ф. Воспитатель и дети. - М. ,2001 — 174с.
3. Десяева Н. Д. ,ЛебедеваТ. А. ,Ассурова Л. В. Культура речи педагога. -М. ,2003 — 189с.
4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М. ,1987 — 207с.
5. Колосова И. В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения// Справочник старшего воспитателя,2009,№3. - с. 19 -21.
6. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. - М. :Лайнер,2005 -324с.
7. Прияткина А. Ф. Русский язык. Культура речи. - Владивосток,2005 — 302с.
8. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. :Просвещение. 2004. - 240с.
9. Столяр А. А. Давайте поиграем. - М. : Наука,2008. - 235с.
10. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М. : Просвещение, 2005. - 308с.