Антонина Ермолова
Раннее развитие фонематического слуха ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее развитие фонематического слуха ребёнка.
Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка.
В раннем возрасте стоят следующие задачи:
• способствовать развитию речедвигательной и речеслуховой деятельности для своевременного развития произносительной стороны речи.
Публикация «Раннее развитие фонематического слуха ребёнка» размещена в разделах
• развитие артикуляционного аппарата, слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса (высота голоса, сила голоса, тембр голоса).
• активизировать повышенное внимание педагога на правильность произношения звуков детьми.
На этапе формирования фонематического восприятия можно выделить пять ступеней:
• узнавание неречевых звуков (звучание различных музыкальных инструментов, пение птиц, журчание воды, шум леса и т. д.);
• отчётливое произнесение изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных);
• подвижность и гибкость органов артикуляции (языка, губ и т. д.);
• различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру ( например: как мяукает котенок, мама – кошка, папа – кот) и т. д. ;
• различение слов, близких по звуковому составу: дочка – ночка, мишка – мышка, и т. д.).
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Стараюсь войти в доверие и добиться положительной мотивации по отношению к играм. Поощряю любое проявление ребенка к активности, побуждаю к новым попыткам говорить. Что помогает избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.
В домашних условиях можно и нужно развить слуховое внимание, но для этого необходимо с чего-то начать. Соответственно для каждой ступени разработаны соответствующие игровые упражнения
Игры на формирование речевого восприятия
Конечно, формирование речевого восприятия начинаем не с речевых звуков (как кажется с первого взгляда, а, наоборот, с «Неречевых»!
К «неречевым» звукам относятся все окружающие нас звуки природы (шум падающих листьев, капли дождя за окном, хруст снега, музыкальные инструменты (пианино, дудочка, барабан, колокольчик); бытовые приборы (стиральная машинка, телефон, холодильник). Для начала требуется выбрать предмет, издающий звук и хорошо его рассмотреть, чтобы образ предмета, звучание которого он будет запоминать, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации. Так рассматриваются 3-4 предмета, затем их требуется убирать с поля видимости ребенка (за шторку, в коробку и, чтобы, когда этот предмет зазвучал, ребенок опирался не на зрение, а на слух.
Упражнение повторять столько раз, сколько ребенку необходимо, чтобы четко различать звучащие предметы, и сохранялся интерес к игре. Для этого заменяем предметы по мере необходимости, местоположение (в другую комнату). Например, берём несколько одинаковых коробочек и насыпаем в них разные предметы (пуговицы, крупу, кнопки, бусинки). Для начала даём прослушать все коробочки, обсуждаем, что и как звучало (тише/громче, затем берём коробочку из своего набора, трясем ее, ребенок с закрытыми глазами внимательно слушает, ищет среди своих коробочек такую же по звучанию.
Когда малыш будет с легкостью определять звучащие предметы можно начинать приступать к изучению звуков речи.
Развитие неречевого слуха Развитие речевого слуха
1. "Тук - тук- тук" 1." Кто за дверью?"
2. «Что гудит?» 2. "Позови"
3. «На чем играл Зайка?» 3. «Кошки»
4. «Веселый Мишка» 4. «Принеси игрушки»
5. «Шагаем и прыгаем» 5. "Кто в домике живет?"
2.1. Развитие неречевого слуха
1.«Тук-тук-тук»
Цель: Учить прислушиваться к неречевым звукам, привлекать внимание и интерес к ним; показать, что речевые звучания могут сообщать о чем-то, предупреждать.
Оборудование: кукла, мишка.
Ход игры: (в игре участвуют двое взрослых)
Дети сидят на стульях, один педагог вместе с ними. Раздается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее. Входит второй взрослый с куклой (мишкой) в руках. Радостно: «Это кукла пришла! Кукла стучала!»-говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми поплясать.
Словарь: будем играть; кто там?; кукла, мишка, привет, слушайте.
2.«Что гудит?»
Цель: учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки могут сообщать о чем либо, предупреждать.
Оборудование: машина грузовая или легковая, клаксон или дудка имитирующая звук клаксона, кукла или мишка.
Ход игры: дети сидят на стульчиках вместе с одним педагогом. Раздается гудок машины. Педагог обращает внимание детей на звук за дверью, прислушивается. Гудок машины повторяется, входит второй педагог и привозит машину, сопровождая действия гудением машины. Педагог говорит детям: «Это машина! Машина гудит!». В конце игры детям предлагают покатать в машине куклу или мишку.
Словарь: машина, кукла, мишка, слушайте.
Развитие неречевого слуха
«На чем играл Зайка?»
Цель: Учить различать звучание двух различных музыкальных инструментов (барабана и гармошки); развивать слуховое внимание.
Ход игры: педагог показывает поочередно барабан и гармошку, называет их. Показывает их звучание, дает детям самим извлечь звучание этих музыкальных инструментов. Ставит оба инструмента на стол. Играет на барабане и гармошке. Приходит Зайка (Мишка или кукла) и говорит, что хочет поиграть, только он спрячется, а дети должны будут угадать, на чем Зайка будет играть. Педагог ставит на стол ширму или экран, закрывает от детей Зайку и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл Зайка. Дети отвечают или показывают. Зайка снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз Зайка играет за ширмой на гармошке.
Словарь: Зайка (Мишка, кукла, слушайте, барабан, гармошка, та-та-та, ля-ля-ля.
«Веселый Мишка»
Цель: продолжать вырабатывать отношение к звуку как значимому сигналу; Учить реагировать на звук. Учить вырабатывать условно двигательный рефлекс (реакцию) на начало звучания.
Ход игры: Дети сидят на стульях в ряд. Педагог говорит, что сейчас придет веселый Мишка. Он будет ударять в бубен (барабан,, играть на гармошке, дудочке). Педагог объясняет (в доступной форме, демонстрирует наглядно все действия с привлечением еще одного взрослого, что как только прозвучать звуки, надо быстро повернуться. Педагог становится за спинами детей на таком расстоянии, чтобы они, обернувшись, могли увидеть Мишку. Педагог ударяет в бубен и быстро достает из-за спины Мишку. Мишка кланяется и снова прячется. Игра повторяется с другими инструментами.
Шагаем и прыгаем»
Цель: Различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под звуки барабана- шагать, под звуки бубна- прыгать.
Ход игры: 1 вариант:
Дети стоят в ряд, повернувшись к педагогу. Он стоит около маленького стола, на нем лежат музыкальные инструменты- бубен и барабан. Педагог объясняет, что под бубен нужно прыгать, а под звуки барабана- шагать. Показывает, как это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновременно шагает на месте; берет в руки бубен, играет и прыгает в такт ударам. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и прыгают под бубен.
2 вариант: Дети действуют самостоятельно, а не по подражанию педагогу.
3 вариант: Игра проводится так же, как и во втором варианте, но дети стоят шеренгой спиной к педагогу и не видят, на чем играет педагог.
Развитие речевого слуха
1.«Кто за дверью?» "Кто там?" Цель: учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить произносить звукоподражания. Ход игры: В игре участвуют двое взрослых: один находиться за дверью, держит игрушку и падает сигнал. Дети сидят на стульях. За дверью раздается «мяу», педагог прислушивается и просит детей послушать. Снова слышится «мяу». Педагог спрашивает, кто бы это мог быть, и независимо от ответа открывает дверь и приносит кошку, она мяукает. Педагог просит детей сказать, как мяукает кошка. Дети повторяют: «мяу, мяу». На последующих занятиях приходят другие животные ( каждый раз : кто-то один) и игра проводится так же.
2.«Позови» Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению, учить детей обращаться друг к другу, запоминать имена друг друга, запоминать имена товарищей.
Ход игры: Дети сидят за столами. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе мячом - покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет товарища, называет его имя, прочитывая по табличке. Также повторяется с другим ребенком. Задание можно усложнить, попросив ребенка повторить имя, которое педагог называет за экраном.
3.«Кошки» Цель: учить определять направление звука, обозначать звучащую игрушку звукоподражанием. Учить различать громкость звучания и соотносить громкость звучания с различными по величине игрушками (предметами).
Ход игры: Педагог говорит детям, подкрепляя свою речь показом игрушек и действием с ними. «Вот кошка (демонстрирует первую игрушку, Кошка живет в большом доме. Кошка кричит громко: «МЯУ! МЯУ! МЯУ!». После этого педагог демонстрирует другую кошку и сажает ее в маленький дом, тихо говорит «мяу! мяу! мяу!» После показа и игры, просит детей повторить, как кричит одна и другая кошки. Когда дети правильно ответят, то просит детей отличить на слух различные по громкости звукоподражания. Усложнение: по мере обучения детей знакомят с названиями «тихо», «громко».
4. "Принеси игрушки" Цель игры: развивать слуховое восприятие и память; учить ориентироваться в пространстве" повторять названия игрушек (или словаря по темам)
Ход игры: Педагог садиться за стол с детьми и просит каждого принести одну игрушки или знакомый предмет. "Катя, принеси мяч!" Ребенок выполняет задание, приносит мяч. Все рассматривают предмет, проговаривают его название. Педагог просит следующего ребенка принести другую игрушку (мишка, машина, петух, слон и т. д.). Дети находят и приносят знакомые игрушки, проговаривая названия вслух.
Усложнение - педагог просит определенного ребенка найти нужную игрушку. "Таня, где мишка?" Дети должны не только найти игрушку, но и узнать к кому обращается взрослый.
5. "Кто в домике живет?" " Кто там?" Цель игры: Учить различать и опознавать на слух и на слухо - зрительной основе звукоподражания. Соотносить определенные звукоподражания с игрушкой. Учить обозначать предмет облегченным словом (звукоподражанием); развивать устойчивость внимания.
Ход игры: Педагог показывает детям домик, называет его (дом)и объясняет, что в нем кто - то живет (спрятался).
1 вариант: (различение и усложнение - опознавание на слухо - зрительной основе с опорой на картинку). Перед детьми выложены картинки с изображением различных животных. Затем предлагает детям прислушаться и громко произносит различные звукоподражания. Детям следует узнать кто спрятался в домике? После того, как дети определяют (показывают, по возможности, педагог показывает звучащую игрушку. Дети повторяют знакомые звукоподражания.
2 вариант: (различение и усложнение - опознавание на слух) Педагог предлагает детям прислушаться и громко произносит различные звукоподражания. Детям следует узнать кто спрятался в домике? После того, как дети определяют, педагог показывает звучащую игрушку (соотносят ее). Дети повторяют знакомые звукоподражания.
Вывод: Такие весёлые и простые упражнения помогают малышу овладеть правильной речью, т. к. умение «слушать и слышать» формирует правильное звукопроизношение, закладывает основы правильного грамматического строя речи, является средством развития личности в целом.
При планомерной совместной деятельности с детьми раннего возраста значительно повышается качество усвоения учебного материала: повышается уровень речевого и неречевого слуха детей, облегчается выработка условной двигательной реакции на звучание различных музыкальных инструментов; повышается уровень познавательной активности детей. Следствием этого является возникновения желания самостоятельного говорения, пробуждения речевой активности ребенка.
А в будущем поспособствует эффективному достижению качества образования в дошкольном и в школьном возрасте.