Светлана Назарова
Консультация для родителей на тему «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
В развитии речи детей большую роль играет формирование фонематического слуха, то есть способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.
Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает речевой и неречевой.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.
Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Развитие фонематического слуха у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Он является основой для понимания смысла сказанного.
При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает, запоминает, повторяет не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Например, «игла» превращается в «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.
Фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются детьми с нарушениями письма и чтения.
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.
Предлагаю Вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха.
Будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Игра «Будь внимательным!» – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например: звук – р- :
Л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;
Ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;
Нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.
Назови картинки, в названии которых есть звук Р.
Игра «Назови картинки» – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук –ш-. Например: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. п.
Игра «Придумай имя» – учить подбирать слова на заданный звук.
Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: н- Настя, Надя, Наташа; В- Ваня, Валера, Вася, Валя.
Игра «Назови первый звук в слове» – учить выделять первый звук в слове.
Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот – к, банка – б.
При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука – э-: не «эм»,не «мэ», чистый звук –м-, например в слове «мост».
Игра «Отгадай слово» – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.
Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
Игра «Определи место звука в слове» – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. Например: звук – ш- в словах: мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).
Игра «Прохлопай слова» – учить делить слова на слоги.
Прохлопай слова и назови количество слогов в слове. Например: ма-ли-на (3 слога). Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».
Желаем Вам успеха!