Получи документы

Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры

Татьяна Сидоренко
Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии во 2 классе.

Тема: Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры.

учитель-логопед МБОУ СОШ № 39. Сидоренко Татьяна Анатольевна

Ставрополь 2017г.

Темы:

Публикация «Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры» размещена в разделах

Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры.

Лексическая: части тела.

Грамматическая: безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Цели:

1. Развитие слогового анализа и синтеза;

2. Формирование фонематического анализа, синтеза, представлений;

3. Расширение словарного запаса по теме «Части тела»;

4. Формирование умения понимать переносное значение слов, фразеологизмов;

5. Закрепление синтагматических связей существительного и прилагательного;

6. Развитие памяти через элементы запоминания.

План и ход занятия.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сядет тот, в чьем полном имени а) 2 гласных; б) гласные И, А; в) гласные А, И, А.

II. Знакомство с лексической темой.

- Вспомним песенку про забавного человечка. (Дети проговаривают хором, логопед рисует на доске человечка).

Точка, точка, запятая,

Минус, рожица кривая.

Палка, палка, огуречик,

Вот и вышел человечек.

- Это человечек поможет нам познакомиться с названиями частей тела.

III. Развитие слогового и звукового анализа и синтеза в процессе работы со «слоговичками».

- «Слоговички» помогут нам правильно назвать части тела. А мы поможем «слоговичкам» встретиться, чтобы получилось слово.

- У кого «слоговичок» несет груз – целое слово? (ГРУДЬ). Слово вставляется на доску.

- У кого недостающая часть слова? ( ЛО: получилось ЛОКОТЬ).

- У кого слог, читая который мы вспоминаем правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И? (ЖИ).

- Кто добавит слог до слова? ( ВОТ: получается ЖИВОТ).

- У кого слог, где после ВЬ слышится И? (ВИ).

- Какой «слоговичок» пойдет ему на встречу? (БРО).

- У кого слог, где И слышится между КЬ и С? (КИС).

- Какой слог надо добавить, чтобы получилось слово? (ТИ).

- У кого слог с мягким согласным, обозначенным с помощью Ь? (ПАЛЬ).

- Какого «слоговичка» не хватает? (ЦЫ).

- Прочитайте полученные слова. (ГРУДЬ, ЛОКОТЬ, ЖИВОТ, БРОВИ, КИСТИ, ПАЛЬЦЫ).

IV. Тренировочные упражнения в написании слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

1. На доске слова с пропущенной гласной: ГЛ. ЗА, СП. НА, ПЛ. ЧО, Щ. КА, Б. ДРО.

Логопед дает задания: а) прочитайте слово, б) назовите ударный гласный, в) какая буква безударная, г) как проверить написание безударной гласной в этом слове (дети подбирают родственные слова).

- Какое правило мы вспомнили? (О правописании безударных гласных). Дети вспоминают правило правописания безударных гласных в корне слова.

- Через некоторое время вы должны будете записать эти слова в тетради. Запомните их написание (запись закрывается).

2. Запись слов по памяти.

- А теперь проверьте, правильно ли вы записали слова (запись открывается).

V. Развитие слуховой памяти, закрепление названий частей тела.

Игра «Эстафета».

- Передавая друг другу куклу, надо называть части тела, повторите те, которые уже названы вашими товарищами. Например: 1й ребенок – голова; 2й ребенок – голова, шея; 3й ребенок – голова, шея, волосы и т. д.

VI.Закрепление правила переноса.

- Из названия слов запомните те, которые нельзя переносить: КОЛЕНО, ШВЕЯ, ЛОБ, БРОВИ. Почему слова ШЕЯ, ЛОБ нельзя переносить? ЯЗЫК, СПИНА, ЩЕКИ, УШИ, ТОРС. Почему слова ЯЗЫК, УШИ, ТОРС нельзя переносить?

- Вспомните выбранные вами слова и запишите их тетради.

VII. Развитие фонематических представлений.

На доске изображение гнома, в руках которого есть схемы слов (лента передвигается, меняются схемы).

Гном дает задание: подобрать к схеме слова, обозначающие части тела.

1)___(нос, рот, зуб, лоб, рты, лбы);

2)___(шея);

3)___(ухо, уши);

4)___ (зубы, щеки, носы);

5)___(голова, борода, волосы);

6)___ (плечо, плечи, бедро, бедра, глаза, брови);

7)___ (глаз, торс).

Все точки на схеме одного цвета? Почему?

VIII. Физкультминутка.

- Сейчас мы отдохнем. Удобно сядьте. Глаза закройте. Расслабьтесь. По моей команде сосредоточьте внимание на той части тела, которую я назову. Покажите её.

- Рука правая. Нога левая. Кисть правой руки. Палец на левой руке. Кончик носа. И т. д.

IX. Работа над антонимами и многозначностью слов.

1) Игра с мячом «Лови-говори» (или «Скажи наоборот»).

Логопед бросает мяч одному из детей, называя словосочетание. Поймав мяч, ученик должен подобрать противоположное по значению словосочетание.

Речевой материал.

Темные волосы светлые волосы

Узкое лицо широкое лицо

Густые волосы жидкие волосы

Широкая спина узкая спина

Редкие зубы частые зубы

Длинная шея короткая шея

Мягкие волосы жесткие волосы

Сильные руки слабые руки

Высокий лоб низкий лоб

2) Игра «Чем отличаются?»

На доске рисунки двух клоунов.

- Этих двух клоунов-близнецов нарисовал художник-весельчак. Это Бим, а это Бом. Бим и Бом очень похожи, они близнецы. Но все же, если посмотреть повнимательнее, они отличаются друг от друга. Скажите, чем они отличаются? (У Бима темные волосы. У Бома-светлые у Бима короткая шея, у Бома-длинная и т. п.).

- А чем отличается одежда? (На голове у Бима-…., а у Бома-…. В левой руке у Бима - …., а у Бома - ….).

3) Добавление названий частей тела к слову-прилагательному.

- Я буду называть прилагательные, а вы догадайтесь, о каких частях тела идет речь.

Широкое (лицо, широкие (плечи, тонкие (брови, пальцы, ноги, руки, густые (волосы, ресницы, брови, крупный (нос, острое (колено).

Существительные называются вместе с прилагательными.

4) Рисование портрета.

- Знание частей тела, умение подбирать к ним слова – определения помогают нам в описании внешности человека.

- Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Вы художники. Вам нужно нарисовать портрет девочки, которую вы никогда не видели. Видела я. Поэтому, задавая вопросы мне, вы сможете нарисовать портрет. Например, можете задать вопрос, какое у девочки лицо. Я отвечу: широкое и круглое.

Логопед отвечает на вопросы. По окончании работы дети выставляют портреты на доске.

X. Работа над фразеологизмами.

1) Сейчас я вам покажу необычные рисунки. На них нарисована только одна часть тела, а под рисунками – сочетание слов.

- Что художник хотел показать этой подписью? Расшифровать, т. е. подобрать близкое по значению, слово поможет вам карта-справка.

На доске рисунки и На картах-справках

следующие подписи следующие слова

к ним: и словосочетания :

- чувство локтя бездельничать

- зуб на зуб не попадает чувство товарищества

- светлая голова быть внимательным

- смотреть в оба обманывать

- водить за нос умная

- душа в пятки ушла умный

- голова на плечах испугаться

- держать ухо востро рассердиться

- взять себя в руки замерзнуть

- валиться с ног сосредоточиться

- палец о палец не ударить устать

- губы надуть

2) – А теперь вы переводчики. Запишите текст, заменяя некоторые выражения, вставляя слова из карты-справки.

ТЕКСТ.

После школьных уроков мы едва не валились с ног. На логопедическом занятии мы взяли себя в руки. Работали, не хлопая ушами. Показали, что в нас развито чувство локтя.

XI. Итог занятия.

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово»Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово» Цель. Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка деления слов на слоги, умения определять количество слогов в словах, находить слова,.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’], [Л] и [Л’] для детей 6–7 лет с ФФН. Непосредственная образовательная деятельность по формированию навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’],.

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слов в старшей группе «Игрушки» Тема: «ИГРУШКИ». Цель: Формировать слоговую структуру слов. Задачи: Обогащать и расширить словарь детей по теме..

Формирование навыков звукового анализа и синтеза через Тико-конструированиеФормирование навыков звукового анализа и синтеза через Тико-конструирование .

Комплекс игр для автоматизации звука [С], развития фонематического слуха и слоговой структуры слова «Сидят совы на суку»Комплекс игр для автоматизации звука [С], развития фонематического слуха и слоговой структуры слова «Сидят совы на суку» Лексический материал Лексический материал подобран без «трудных звуков» позднего онтогенеза: шипящих, соноров и свистящих (кроме автоматизируемого.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [Л] в словах различной слоговой структуры»Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [Л] в словах различной слоговой структуры» Конспект индивидуального занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в словах различной слоговой структуры»Цель: Закрепить произношение звука.

Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети.

Серия занятий для детей 6–7 лет ФФН по формированию навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации соноров Серия занятий для детей 6–7 лет ФФН по формированию навыков звукового анализа и синтеза при дифференциации звуков [Р] и [Р’], [Л] и [Л’].

Упражнения по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Предложение. Урок 1. Словосочетание и предложение. Гулять (отдельное слово не всегда передаёт мысль) Гулять. Дети. Поле. (ряд слов, не.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Развитие навыков звукового анализа слов Чтение слов из пройденных букв-АУ, УА. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ: Формировать фонетико-фонематическую сторону речи. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 18:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сидоренко (УИ 765475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД