Приложение МААМ

Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР

Татьяна Черненко
Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речевого внимания и фонематического слуха

на первом этапе работы с детьми с ОНР.

Приступая к обследованию поступивших в сад детей, мы сталкиваемся с целым рядом вопросов. Например, зачастую дети даже 5 - 6 лет затрудняются выполнить простую просьбу, не справляются с элементарными заданиями. Связано ли это с низким уровнем психического развития ребенка, с его личностными особенностями (стеснительностью, замкнутостью перед посторонними) или есть иная причина?

Публикация «Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР» размещена в разделах

Я нахожу этому объяснение в крайне низком уровне речевого внимания и фонематического слуха у современных дошкольников. Дома часто дети находятся в так называемом «фоновом шуме» : в квартире постоянно работает телевизор или радио. Мультфильмы, которые смотрит ребенок, перенасыщены различными неречевыми звуками. Это раздражает незрелую психику. В результате ребенок привыкает «не слышать» «лишние» звуки. В этом случае родители говорят, что ребенок не реагирует на обращенную речь, требуются многократные повторения просьбы. Самостоятельная речь ребенка при этом нечеткая, смазанная, изобилует междометиями и звукоподражаниями.

Поэтому я считаю необходимым на ранних этапах работы с детьми любого возраста развитие речевого внимания и фонематического слуха.

Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).

Впоследствии на базе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие как неотъемлемая предпосылка обучения грамоте. Однако у детей с ОНР эти процессы нарушены.

Т. А. Ткаченко выделяет отдельно фонематическую готовность к вызыванию того или иного звука. Она говорит, что ребенок должен воспринимать фонему на слух как правильную и отличать ее от искаженных вариантов прежде, чем начать самостоятельно использовать ее в речи.

И мы видим, что можно вызвать изолированный звук, даже автоматизировать его в слогах и словах, однако ребенок не будет употреблять его в самостоятельной речи, если нет достаточного уровня речевого внимания.

Я считаю целесообразным начинать работу с привлечения внимания ребенка к речи в целом, затем к отдельным словам и только затем переходить к выделению отдельных звуков речи, анализу и синтезу.

Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений из начального этапа обучения, которые больше других нравятся моим детям.

«Неправильная сказка». Детям сейчас мало читают, они не привыкли воспринимать информацию на слух, их внимание быстро рассеивается. Я начинаю рассказывать любую хорошо известную детям сказку и в тот момент, когда внимание снижается, допускаю забавную ошибку. Например, колобок встречает жирафа, или Маша у медведей смотрит телевизор, или от гусей-лебедей сестра с братцем прячутся в норе у лисы. Главное, чтобы детям был знаком оригинал сказки. Тогда они с удовольствием исправляют ошибку и часто сами продолжают рассказывать сказку.

Использовать сказки можно и в игре «Угадай, кто это?» Логопед произносит фразу из сказки голосами разных персонажей. Например, «Колобок, Колобок, я тебя съем» высоко, как зайчик, грубо, как волк, низко, как медведь, ласково, как лиса. Это могут быть медведи из «Трех медведей», звери из «Теремка» или персонажи «Репки».

На занятиях по формированию лексико-грамматических представлений в рамках лексической темы детям нравятся задания типа «Исправь предложение», когда нужно ложную информацию заменить на верную. Например: «Осенью часто идет снег» или «Шарф надевают на ноги» и т. д.

При достаточно сформированном словаре можно предложить игры с близкими по звучанию словами, например:

-Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!»

-Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

-Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползёт зелёный Лук

С длинными усами.

-Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался Дом.

-Мы собрали васильки,

На голове у нас Щенки.

Русская красавица своей коЗою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную Горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил Дочку.

По ходу прочтения, уточнять, все ли поэт написал правильно. Если нет, то где ошибка.

«Телеграмма». Работа в парах. Один ребенок «передает» телеграмму, другой «получает» и озвучивает. Это могут быть слоговые ряды, затем ряды слов, предложения на заданную тему.

«Колокольчики». Игра направлена на дифференциацию глухих и звонких звуков. Ребенок звенит в колокольчик, если звук звонкий.

«Найди пару». Ребенку предлагается некоторое количество непрозрачных баночек с разными наполнителями. Задача: каждой баночке подобрать пару на слух.

«Угадай, чей голосок». Узнать товарища по голосу с закрытыми глазами.

«Волна». Игра может проводиться в двух вариантах. В первом варианте логопед произносит любой гласный протяжно, меняя громкость голоса, а дети при громком звучании поднимают руку, а при тихом опускают. В другом варианте логопед поднимает и опускает плавно руку, а дети также плавно изменяют силу голоса.

Освоив простые игры, ребенок привыкнет быть на занятиях внимательным к речи логопеда и товарищей, к своей собственной речи. Только тогда можно начинать работу над звуковым анализом и синтезом.

Список использованной литературы:

Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:

Кобельцева Е. А. Причины, механизмы и проявления нарушений фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Спиридонова Дарья Языковые предпосылки овладения грамотой у детей со стертой дизартрией

Смирнова Е. О. Детская психология.

Т. А. Ткаченко Учим говорить правильно

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей 4–5 лет с помощью дидактических игр Описание проекта:Основания для инициации проекта:На сегодняшний день одной из актуальных проблем в развитии речи ребенка является формирование.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие.

Игры по коррекции звукопроизношения и фонематического слуха и лексико-грамматических категорийИгры по коррекции звукопроизношения и фонематического слуха и лексико-грамматических категорий Игра "Угадай где звук" развивает фонематический слух, учит слышать звуки в слове, слоге. Игра "Украсим ёлочку" автоматизация и дифференциация.

Карусели (игра для развития фонематического слуха) КАРУСЕЛЬ Задача: Отобрать картинки на заданный звук и рассадить героев на соответствующую карусель. Словарь: Ш Маша, кошка, мишка, петушок,.

Консультация для воспитателей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 Формирование фонематического.

Лексика и методические рекомендации к комплексу игр для автоматизации звука [л] и развития фонематического слухаЛексика и методические рекомендации к комплексу игр для автоматизации звука [л] и развития фонематического слуха Начало слова. Лампа, лопата, лук, луна, луг, лупа, лавка, лопух, Лада, лодка, лама, луноход. Середина слова. Юла, елка, волк, клубника,.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Развитие речевого слуха по методу Э. И. Леонгард Число детей с нарушением слуха – глухих и слабослышащих, к сожалению, растет во всем мире с каждым годом. Дети теряют слух по разным причинам,.

Создание эмоционально-психологического комфорта на первом этапе пребывания несовершеннолетнего в Срцн ГКУ СО КК «Апшеронский СРЦН» Создание эмоционально-психологического комфорта на первом этапе пребывания несовершеннолетнего в реабилитационном.

Волшебные мешочки или помощники в развитии фонематического слухаВолшебные мешочки или помощники в развитии фонематического слуха Фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуковой речи,фонем,умение различать звуки речи в их последовательности в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР
Опубликовано: 11 октября 2017 в 11:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Черненко (УИ 252377) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
21 декабря 2024 суббота

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
- .



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД