Наталья Анатольевна Шахурова
Познавательный проект по экологии «Удивительный мир жуков» (насекомые)
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по экологии: «Удивительный мир жуков»
Тип проекта: Познавательный
Участники проекта: дети 2 младшей общеобразовательной группы (с 3 до 4 лет).
По времени проведения: средней продолжительности (1-2 месяца).
Содержание
Проект представляет собой совместную деятельность педагога, детей и их родителей по ознакомлению детей с миром насекомых - жуков. Проект «Удивительный мир жуков» предназначен для развития экологических представлений и формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
Публикация «Познавательный проект по экологии „Удивительный мир жуков“ (насекомые)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проблемы
Экологическое воспитание детей начинать надо с самого нежного дошкольного возраста. Достаточно на прогулке обратить внимание ребенка, скажем, на пробившуюся весеннюю травку, на то, как идет снег; рассказать, о том, как из маленькой икринки выклевывается малек… Это же чудо для ребенка! Он и жизнь тогда будет воспринимать как чудо. И относиться к ней бережно.
Важен еще один момент: чтобы человек не успел бы к чему-то привыкнуть, иначе это перестанет быть для него чудом. Окружающая нас природа неповторима, она оставляет глубокий след в душе ребенка. Все интересно в природе!
Посмотрите на лесную лужу. Вот лужа весной, водяная гречиха растет, ряска, лужа кишит животными: жуки-плавунцы, головастики, тритоны в брачном наряде. Прекрасно! Наступает лето. Лужа исчезает. Головастики превращаются во взрослых лягушек, прыгают по лесу.
А остальные? Жучки откладывают яички. Яички замирают на дне. Водяные клопы — тоже своего рода яички в скорлупках. Они могут выдержать засуху.
Все живет, все дышит, все радуется жизни — только смотри внимательно!
Природа воздействует на чувства ребенка своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель: он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег - это много красивых снежинок, это для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает в них любознательность и познавательный интерес.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда не замечают главного. А если рядом с ребенком взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
Цель проекта: Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста к миру насекомых – жуков.
Задачи:
1. Познакомить детей с миром насекомых – жуками, углубить их знания и представления о насекомых через проектную деятельность.
2. Формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений о насекомых (жуках) через художественное описание образов, чтение сказок, просмотр мультфильмов, экологически бережное отношение к жукам.
3. Развивать творчество детей в художественно-эстетической деятельности (в лепке, рисовании, аппликации, конструировании, пении песенок, разучивании плясок).
4. Развивать связную речь детей младшего дошкольного возраста через чтение и заучивание стихотворений, потешек, загадок.
5. Воспитывать у детей интерес к выполнению творческих заданий, умение помогать друг другу в выполнении коллективных работ, работать в подгруппе.
6. Привлечь родителей к активному участию в проекте: семейному чтению литературных произведений о насекомых (жуках, подбору интересной информации о насекомых, совместному изготовлению с ребенком поделок, рисунков, фотографий.
Образовательная область – познавательное развитие
Методика исследований
В процессе работы над проектом я использовала такие методы и приёмы, как:
- Игры (подвижные, дидактические, настольно-печатные, словестные, игры-упражнения, пальчиковые, сюжетно – ролевые);
- Анкетирование родителей;
- Рассматривание (книг, энциклопедий, иллюстраций, картин, жуков);
- Чтение художественной литературы;
- Наблюдение на прогулках;
- Коллекционирование;
- Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям: по познавательному развитию, развитию речи, музыке, экологии, художественно-эстетическому воспитанию (рисование, конструирование, лепка, аппликация);
- Выставка детского творчества (рисунков, поделок);
- Фотовыставка;
- Оформление мини - музея «Жуки - это интересно!»;
- Взаимодействие с родителями (совместное участие в проекте).
По итогам реализации данного проекта я ожидаю получить следующие результаты:
1. Пополнение развивающей среды группы:
1.1. Создание библиотеки произведений о насекомых (жуках);
1.2. Оформление альбома «Жуки»;
1.3. Пополнение уголка развивающих игр дидактическими играми о насекомых;
1.4. Создание коллекции жуков с участием родителей.
2. У детей будет расширен кругозор знаниями и представлениями о насекомых, о жуках, их строении, образе жизни, способах передвижения, размножении, о питании и их пользе для природы. У детей будет сформировано более бережное отношение к миру живой природы.
3. Через чтение сказок, художественное описание образов в литературе, у детей будут сформировано элементы экологически бережного отношения к жукам, желание их оберегать и сохранять.
4. В процессе реализации проекта у детей будет возможность проявить свое творчество в лепке (лепка жуков, домиков для жуков, корм, рисовании (жуки в природе, аппликации (коллаж «Полянка для жучков», ручном труде (поделки из природного материала, конструировании («Домики и дорожки для жучков», в музыке – пение песенок («Добрый жук», пляска («Добрый жук», «Пчелка Майя»).
5. У детей будет развиваться связная речь через заучивание небольших по объему стихотворений о жуках, потешек и загадок.
6. У детей будет сформировано умение работать в подгруппе (коллективные работы по рисованию, аппликации, делиться своими находками, помогать друг другу.
7. Активное участие родителей в реализации проекта: подбор литературы, информации о жуках, совместная творческая деятельность детей и родителей, участие в организации и оформлении мини-музея, выставок творческих работ, фотовыставок.
Реализация проекта предусматривает работу по этапам.
Этапы реализации проекта «Удивительный мир жуков
№ Мероприятия Программные задачи Срок
1 этап - Подготовительный
1. Анкетирование родителей. Цель:Выявить, наблюдают ли родители с детьми за живым миром насекомых, читают ли родители книги, что предпочитают слушать дети. 1неделя июня
2. Подбор библиотечки о насекомых. Акция «Подари книгу детскому саду» - продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы. 2 неделя июня
3. Оформление родительского уголка Размещение статей, консультаций, рекомендаций по проекту.
3 неделя
июня
4. Подбор наглядно дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, наборы игрушек насекомых. Создание информационно-методического банка данных для реализации проекта.
3 неделя июня
5. Домашнее задание: Подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий для оформления фотовыставки «Жуки это интересно» Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности сотрудничества педагогов с родителями и детьми. 4 неделя
июня
2 этап - Основной
1. Рассматривание книг, иллюстраций о насекомых. Цель:Пополнить представления детей о насекомых, их внешнем виде, среде обитания. 1 неделя июля
2. Оформление книжного уголка Создать условия по реализации проекта, развивать интерес к книгам о насекомых. 1неделя июля
3. Чтение произведений Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о насекомых. Дать детям элементарные научно -достоверные знания о жизни насекомых в природе.
2 неделя июля
Беседа «Жуки на нашем участке» Выявить из личного опыта детей, что они знают о насекомых. 2 неделя июля
Цикл наблюдений за насекомыми: майский жук, божья коровка, стрекоза, паук, муравей. Расширять кругозор детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, характерных особенностях. Формировать интерес к окружающему миру.
Лепка «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»- Учить детей передавать характерные особенности насекомых в лепке. 3 неделя июля
Игровые упражнения на развитие дыхания, мелкой моторики рук, общей моторики, развитие зрительного внимания и связной речи Развивать внимание, общую и мелкую моторику, связную речь
Вечер загадок «Угадай, кто это?»- Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок, способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, развивать познавательный интерес.
3 неделя июля
Познавательное занятие «О тех, кто летает» Расширять представление о насекомых через произведения. Учить находить признаки, сходства и различия, выражать их в речи; Воспитывать бережное отношение к природе. 3 неделя июля
Подвижные игры «Жуки на лугу», «Перелет жуков». Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в отображении образов разных жуков. 4 неделя июля
Аппликация «Жучки на ромашке» Закрепить знания детей о насекомых «жуках» в аппликации. Умение создать у детей образ насекомых разными видами искусства. 1 неделя августа
Конструирование из природного материала «Мой дружок, маленький жучок» Вызвать интерес к поделке жучка, увлечь способом изготовления. Развивать воображение, внимание, наблюдательность. Воспитывать интерес к познанию жизни о жуках. 2неделя августа
Музыка (разучивание песен, прослушивание аудиозаписи, ДВД «Жуки», «Добрый жук», «Крохи», «Пчелка Майя») Развивать умение узнавать насекомых жуков по звуку.
Пробуждать интерес к театрально- игровой деятельности,
Имитировать характерные действия персонажей (жучки летают, ползают, барахтаются) 3 неделя августа
Проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих «Каждый жучок на свой цветок», «Большой жук» Развивать сенсорные способности,
воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
развивать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку. Развивать наблюдательность, активное запоминание, речь и активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые.
Выставка детского творчества (поделок). Показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Привлечение родителей к творческой работе; создание и максимальное использование экспозиции детских работ в целях повышения уверенности каждого ребенка в своей индивидуальности, непохожести на других.
Фотовыставка «Жуки – это интересно!» Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада в рамках проекта
4 неделя августа
Оформление мини - музея «Жуки – это интересно!» Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста ДОУ к миру жуков.
4 неделя
августа
3 этап: Заключительный
№ Мероприятия Программные задачи Срок
1. Обработка и оформление материалов проекта. Описание этапов проекта, оформление материалов проекта. Июнь
2. Анализ результатов проекта Подведение итогов проекта: расширение кругозора детей, практическая значимость проекта для детей, методического кабинета, родителей, повышение компетентности педагога по планированию и реализации проектной деятельности. Июнь
3. Освещение проекта Защита экологического проекта с целью ознакомления педагогов ДОУ с задачами, содержанием, итогами проекта (на педагогическом совете). Июнь
Результаты работы над проектом «Жуки – это интересно!»:
1. Пополнилась развивающая среда группы: создана библиотечка произведений о насекомых (жуках); оформлен мини-музей «Жуки - это интересно!»; оформлен альбом «Жуки»; оформлен наглядно-демонстрационный материал о жуках. Пополнен уголок развивающих игр дидактическими играми о насекомых («Кто летает?», «Из каких частей состоит?», «Кто, как передвигается?», «Один - много», «Что изменилось?», «Подбери по цвету», «Каждый жучок на свой цветок», «Четвёртый лишний»);
2. У детей: расширился кругозор о насекомых (жуках).
3. У детей улучшилась связная речь: дети выучили много стихов, прочитали рассказы, сказки о насекомых, учились пересказывать короткие произведения.
4. У детей появились элементы поисково-исследовательской деятельности: дети научились искать вместе со взрослыми искать нужную информацию, ставить проблемы и решать ее разными способами, распознавать жуков; у них появился интерес к теме «Жуки»; появилось желание узнать больше о насекомых; они стали задавать вопросы (как? почему? и др.);
5. Дети стали более коммуникативными: они научились работать в команде, подгруппе, делиться интересной информацией.
6. Дети познакомились с новыми дидактическими играми, настольно - печатными играми, подвижными играми, пальчиковыми играми.
7. Улучшились навыки детей в художественно-эстетической деятельности (лепке, аппликации, рисовании, конструировании);
8. Родители приняли активное участие в проекте: семейное чтение литературных произведений о насекомых (жуках, подбор интересной информации о насекомых, совместное изготовление с ребенком поделок, рисунков, фотографий, участие в образовательной деятельности группы.
Выводы:
Данный проект экологической направленности очень актуален для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста потому, что проект расширяет кругозор детей, знакомит их с миром насекомых, который детям не всегда понятен и виден. Проект дает детям возможность проявить свои творческие способности в познавательно-речевой, художественно-эстетической деятельности, игровой деятельности. В рамках работы над проектом у детей формируются элементы поисково-исследовательской деятельности: умение ставить цель совместно с воспитателем и находить пути ее решения, умение искать и находить информацию в разных источниках (книги, энциклопедии, мультфильмы, сеть Интернет) и делиться ею в группе, работать в подгруппе.
Проектная деятельность дает возможность педагогу интегрировать разные образовательные области по теме проекта (музыка, развитие речи, познавательное и экологическое развитие, художественное творчество, игровая деятельность, коллекционирование, выставки, трудовое воспитание).
Проект дает возможность развивать у детей познавательный интерес и мышление, воображение и творчество.
Заключение
Данный проект может использоваться в любой дошкольной образовательной организации как в летний период времени, так в течение года. Возраст воспитанников, реализующих данный проект – от 3 до 7 лет.