Zamira bakowa
Познавательный проект «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект «Птицы – наши друзья»
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети старшей группы «Звездочка», родители, воспитатель
Вид проекта : групповой.
Срок реализации: краткосрочный (15 января -27 января)
Возраст детей: 5 лет
Краткая аннотация проекта :
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям, ценностной ориентации в нем.
Публикация «Познавательный проект „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять природу, надо ее познать.
Формирование понимания того, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано. Воспитание умения правильно вести себя в природе, беречь ее.
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры.
Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Поэтому решила реализовать проект «Птицы – наши друзья».
Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
Поэтому в совместной работе с родителями мы должны углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы.
Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Проблема проекта : Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании зимующих птиц.
Цель проекта : Расширение и обогащение знаний и зимующих птицах.
Помочь птицам на территории детского сада, дома пережить зиму.
Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.
Задачи проекта :
закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
пополнить развивающую среду по теме проекта;
воспитывать желание помогать птицам в трудное для них времягода;
развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации, ручном труде;
подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.
развивать двигательную активность.
Основные методы реализации проекта :
Практические:
определение темы, постановка цели и задачи;
определение методов и приёмов работы;
подбор материала для творческого труда;
составление перспективного план; наблюдение,
подбор методической и художественной литературы,
демонстрационного материала;
участие детей в Международном игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа».
Творческая деятельность родителей с детьми изготовление кормушек- для дома; выставки детских работ «Птицы в кормушке», продуктивная деятельность родителей с детьми, консультации для родителей.
Словесные:
Беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, заучивание : стихотворений, пословиц, поговорок, загадок, дидактические и подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.
Наглядные:
Ознакомление с художественной литературой, рассматривание иллюстраций,
Продукт проектной деятельности :
Рисунки детей и родителей, поделки детей, фотографии занятий, кормушки.
Обеспечение:
Методическое:
Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду»;
Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»
и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ, использование интернет ресурсы.
Материально-техническое:
картинки, иллюстрации с изображением птиц «Зимующие птицы»; художественные произведения; ноутбук, проектор для презентации.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта «Птицы – наши друзья» предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, гуманного отношения к природе и стремление проявлять заботу о
птицах, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе. Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку. Приобщать к совместной деятельности родителей. Дети совместно с родителями примут участие в фото выставке кормушек, вместе с воспитателем оформят коллективную выставку детских работ по теме.
План – график мероприятий
Этапы проекта
1. Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.
2. Составление плана реализации проекта.
3. Изучение методической литературы.
4. Подготовка оборудования, материалов
5. Предварительная работа с родителями.
2 этап – основной (практический)
1) внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
2) продуктивная деятельность детей.
Мероприятия и задачи
Неделя Содержание работы Цели
15.01.
пятница
1-половина дня Индивидуальная беседа:
«Назови зимующих птиц»
Беседа: «Почему зимой птиц стало меньше?».
Художественно –эстетическое развитие
1. НОД Рисование «Снегирь».
Прогулка: «Какие птицы прилетают на участок»
Подвижные игры: «Воробьи и кошка»,
Трудовая деятельность: «Покорми птиц» -Научить различать и называть зимующих птиц.
-Выяснить причину отлёта птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому птицы улетают в теплые края.
- учить их рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы.
-Учить детей, рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаванием звукам, познакомить с их названием.
-Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
-Учить заботится о птицах.
2-половина дня Чтение Художественной литературы:
Л. Воронкова «Птичьи кормушки»;
Дидактическая игра
«Четвёртый лишний».
Просмотр иллюстраций картины «Птичья столовая» (состав рассказ по картине) -закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию текста.
-учить узнать и отличать зимующих птиц от перелетных.
-учить составлять рассказ, руководствуя плану.
16.01-17.01
Суббота
Воскресенье
Совместное творчество родители,
дети Наблюдение: рассматривание птичьих следов во дворе
Предложить совместное творчество рисование «Как мы кормили птиц»
Предложить чтение стих. Е. Ильина
«Синица»; «Снегирь» -установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных, машин, птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнать, какие птицы были во дворе, на участке. И что они делали.
-развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши).
-учить запоминать стихотворение, понимать его образный язык
18.01.-ПОНЕДЕЛЬНИК
1-половина дня Беседа: «Что вы знаете о птицах?»
2. НОД Конструирование: «ВОРОБЕЙ» (оригами)
наблюдение – Какие звуки издают птицы
Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) -учить классифицировать и называть птиц
-закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направления
-учить различать голоса разных птиц (карканье, чириканье, воркование)
- узнавание знакомых голосов птиц, через музыкальное произведение.
2-половина дня Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?»,
Д / и «Зимующие птицы»
Предложить детям по желанию раскраски птиц; -Воспитывать заботливое отношение к птицам.
-закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду.
-Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
19.01-
вторник
1-половина дня
Индивидуальная работа
«Пользу или вред приносят птицы?»
Познавательно – исследовательская деятельность
1. НОД ФЦКМ «Зимующие птицы» презентация
2. Художественно-эстетическое развитие
НОД Рисование «На веточке две синички-сестрички»
Физкультминутка «Воробышки».
Прогулка.
Наблюдение за воробьями.
Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль»,
-Рассматривание птиц, различать их по размеру, окраски
-Закрепить знания детей о зимующих птицах, повторить название и строение птиц, конкретизировать представления развивать речевую активность.
-учить рисовать цветными карандашами
несложные сюжеты, передавая форму и окраску оперения птиц.
-Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.
-развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках
2 –половина дня
Прослушивание музыкальных произведений Ю. Новиков «Зимние гости»,
Чтение художественной литературы:
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, ерша ершовича и веселого трубочиста Яшу». 1. -выяснить, как действуют голоса птиц на настроение, внимание и уровень творческих способностей людей.
-учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки.
20.01
Среда
1 половина дня
Индивидуальная беседа: «Чем мы будем кормить птиц»
Беседа: «Трудно птицам зимовать»
Художественно-эстетическое развитие
2. НОД Аппликация «Ворона» в технике рваной аппликации, используя черную бумагу и газетные страницы.
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».
Наблюдение за поведением птиц воробья и голубя.
Подвижная игра
"Совушка" : -уточнить с детьми ассортимент кормов, который предлагается пернатым.
-Отрывать газетную и черную цветную бумагу полоски. Располагать детали и наклеивать с образом сюжета.
-уточнять и дополнять представления детей о знакомых птицах, их поведении.
-Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
2-половина дня Чтение художественной литературы:
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, ерша ершовича и веселого трубочиста Яшу».
Д/ игры: «Закончи предложение».
Игра с мячом «Кого, чем угостим?». - учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки.
-развитие речи и активизация словаря.
-упражнять в употреблении существительных в форме творительного падежа.
21.01
четверг
Беседа «Пользу или вред приносят птицы?»
2. НОД Художественная литературы: Чтение рассказа
Е. Чарушина «Воробей»
Наблюдение за зимующими птицами.
Трудовая деятельность: Покорми птиц.
Подвижная игра
«Птицы в гнездышках», -расширить знаний детей о жизни зимующих птиц в условиях нашего края, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.
-учить пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией свою отношение к содержанию.
-развивать способность наблюдать поведение птиц в природе, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет, повадки и т. д., и уметь отгадывать их по их описанию.
-Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок.
-упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махом прямыми руками
2 половина
дня Загадки по теме «Зимующие птицы»
Чтение из серии энциклопедических книг Я познаю мир «Пернатый кузнец»
Викторина «Кто больше знает о птицах?»
-учить отгадывать загадки, построеные на описании и сравнении.
-уточнение, расширение представлений детей о характерных признаках и особенностях птиц.
-формировать экологической культуры у детей старшего возраста, воспитание любви и бережного отношения к обитателям природы.
22.01-
Пятница
1 половина дня
Беседа: «Чем отличается сорока от вороны»
Художественно-эстетическое развитие 1. НОД Рисование «Рисование
«Прилет птиц к кормушке».
Наблюдение за вороной:
Подвижные игры: «Птички в гнёздышках»,
-учить замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, оперения.
-учить рисовать по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги.
-расширять представление о вороне, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
-Развивать ловкость, мышление, внимание.
2 половина дня
Чтение стих. «Покормите птиц» А. Яшин.
Дидактическая игра «Назови ласково» :
«Угадай птицу по описанию"
-Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
.- упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко и т. д)
23.01-24.01
Совместное творчество
Родители и дети Мастер-класс: Аппликация «Сорока»
- Заучивание стихотворений:
Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Рассматривание изображений птиц на картинках, фотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах;
Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах)
- фото выставка - «Мастерим кормушки для птиц»
Акция «Помоги зимующим птицам» -Отрабатывать умение вырезывать форму по прямой из бумаги, располагать ватные диски на бумаге в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.,
-развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
-привлечь родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
-привлечь внимание к проблеме зимующих птиц.
25.01
Понедельник
1 половина дня Беседа: «Покормите птиц зимой».
1. НОД Коммуникация
рассматривание сюжетной картины
«У кормушки»
2. Конструирование "Зимующие птицы-синички"
Трудовая деятельность «Покорми птиц»
Подвижная игра «Какие птицы перелетят быстрее»
-Выяснить причину отлёта птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому птицы улетают туда, где её много.
-учить составлять предложения по картине, используя слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Развивать связную монологическую речь, стимулировать и развивать речевое творчество детей.
-познакомить с новым способом конструирования птиц (синиц) из бумажных сердечек.
-Формировать представление о том, что человек часть природы и что он должен беречь и охранять её.
-упражнять в беге с выполнением ролевых движений
2 половина дня Чтение В. Бианки «Лесные домишки»,
Дидактическая игра: «Соедини по точкам», -Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им
26.01
Вторник
1 половина
дня Беседа: «Какие птицы прилетали к кормушке дома», «Чем, ты кормил»
Художественно-эстетическое развитие
3. НОД Рисование «Совушка- сова, умная голова». -научить детей различать лесных птиц по оперению, повадкам, месту обитания; развивать: зрительную память, познавательную мотивацию, наглядно образное мышление, словарный запас; прививать любовь к природе.
-дать представление о сове, как символе мудрости, знаний;
2 половина дня Чтение: из серии книги Азбука леса Н. И. Сладков «Зяблик»
Предложить по желанию нарисовать Пингвина
-Познакомить с птицей и почему улетают в теплые краю.
-уточнить и обобщить знания детей о жизни и местообитании пингвинов, учить рисовать пингвина.
27
Среда
1 половина дня
Беседа: Что вы знаете о зимующих лесных птиц (Сова)
Художественно-эстетическое развитие
2. Лепка: «Ночная и дневная птица»
(сова и синичка)
-Уточнять представление об обитателях леса, расширить представления детей о лесной птице – сове, об особенностях её внешнего облика, образе жизни.
-Формировать умение лепить из пластилина птичку, передавая овальную форму тела, вытягивать и прикреплять мелкие части.
2 половина дня Чтение художественной литературы:
К. Ушинского «Голубь»
-Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного.
• 3 этап – заключительный
- Организация фото выставки «Кормушка для птиц».
- Оформление выставки детского рисунка «Как мы кормили птиц»
- Презентация проекта - итоговая.
-викторина «Кто больше знает о птицах?»
-Подготовка детей к участию конкурса в Международном игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа».
В ходе проекта достигнуты определенные результаты
1. Дошкольники узнали, как птицы готовятся к зиме, чем они питаются.
2. Сформировалось у детей обобщенное представление о зимующих птицах, внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
3. Обогатился словарный запас детей по теме.
4. Научились составлять небольшие описательные рассказы о зимующих птицах с помощью алгоритма.
5. Проявилось постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Работа с родителями
Рекомендации для домашнего чтения:
«Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Рассматривание изображений птиц на картинках, фотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах;
Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
- Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах)
-«Мастерим кормушки для птиц»;
-Мастер-класс «Сорока» на персональной страничке МААМ
Работа с детьми.
Защита сообщений детьми о птицах.
Дети совместно с родителями приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т. д. Из сообщений мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.
Выводы:
1. По результатам проектной деятельности было видно, что знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
5. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.