Ирина Николаева
Долгосрочный познавательный проект «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационно - познавательный.
Вид проекта: фронтальный.
Продолжительность: долгосрочный, 02.05.16 – 28.04.17.
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность темы:
Публикация «Долгосрочный познавательный проект „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно с этого возраста необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль в воспитании детей. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.
Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения в ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважении к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Достичь это с раннего возраста можно в том случае, если знакомить ребенка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветов, любоваться пейзажами родных мест, красотой природы. Впечатления от великолепия природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Все дети любознательны. Круг интересов очень широкий. Но в современно мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс отчуждения. Поэтому необходимость приобщения ребенка к природе, изучение природных явлений, получение знаний, начиная с дошкольного детства, бесспорна.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Природное любопытство детей дошкольного возраста заставляет их задавать вопросы, заниматься исследованиями и искать взаимосвязь между предыдущим опытом и новыми ситуациями, в которых они оказываются.
В основе данного проекта лежит готовность дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в впечатлениях. И моя задача удовлетворить потребности детей с нарушениями слуха, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Данный проект направлен на расширение знаний о временах года, развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей.
С целью развития устойчивого интереса к природе, получение знаний и представлений, был разработан данный проект, который способствует формированию собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
Цель проекта: формирование представлений о временах года и сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у дошкольников представления о временах года, о месяцах, их последовательности, о сезонных изменениях в природе, о том, что можно делать в разное время года;
- учить различать диких животных и их детенышей, познакомить с их местом обитания, изменениями, происходящими в разные времена года;
- учить детей различать птиц: зимующие и перелетные;
- учить различать растения, изменения, происходящие с ними в разные времена года;
- учить детей различать одежду и обувь, определять, что надевать в разное время года;
- учить различать овощи и фрукты, знать, где и когда растут;
- формировать представления о праздниках;
- расширять словарный запас детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, умение сравнивать и анализировать;
- развивать умение замечать красоту природных явлений, переживать радость от общения с ней и воспитывать благодарное чувство к природе;
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Принципы реализации проекта:
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Принципы научной обоснованности и практической применимости;
• Принцип полноты, необходимости и достаточности;
• Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
• Принцип интеграции образовательных областей;
• Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
• Принцип решения программных образовательных задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
• Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Участие воспитателей в реализации проекта: рисование с детьми, изготовление тематических поделок о временах года.
Участие музыкального руководителя в реализации проекта: организация праздников, музыкальное сопровождение при пении песен.
Участие родителей в реализации проекта: помощь в оформлении выставки поделок, предоставление летних фотографий.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы, настольный театр, экскурсии.
Познавательное развитие.
Беседы, чтение рассказов.
Речевое развитие.
Чтение, описание картин, ответы на вопросы, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, составление рассказов.
Художественно- эстетическое развитие.
Рассматривание картин, рисование на манке, занятия по ИЗО с воспитателями, изготовление поделок совместно с родителями.
Физическое развитие.
Целевые прогулки, динамические паузы на занятиях.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
• Умение выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе, называть времена года в правильной последовательности, месяцы;
• Знать диких животных, птиц, овощи, фрукты, одежду, обувь;
• Рассматривать сюжетные картинки, серии картин, уметь составлять небольшой рассказ по ним;
• Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения;
• Отвечать на вопросы взрослого, отгадывать загадки, разгадывать кроссворды.
• Проявлять бережное отношение к природе.
• Участвовать в обсуждениях.
• Участвовать в сезонных наблюдениях.
• Развитие творческого мышления детей;
• Развитие познавательной активности, любознательности, воображения;
• Расширение кругозора детей;
Педагоги:
• Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
• Овладеют методом создания презентаций.
Родители:
• Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.
• Станут активными участниками реализации проекта.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап (информационно-накопительный).
1. Определение темы.
2. Формулировка цели и задач.
3. Информирование педагогов и родителей о предстоящей деятельности.
4. Подбор наглядного материала, литературы.
5. Составление плана реализации основного этапа проекта.
2. Основной этап (организационно-практический)
Реализация проектной деятельности.
• Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки.
• Чтение рассказов, разучивание стихотворений.
• Описание картин, составление рассказов.
• Рисование, занятия по ИЗО.
• Беседы, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов.
• Совместное изготовление книг.
• Просмотр презентаций.
План реализации проекта.
Сроки, вид и тема деятельности.
Май
НОД: составление рассказа по картине «Лето» с презентацией.
НОД: составление рассказа по серии картин «На речке».
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть - «Летом» с. 42, 2 часть «Летом» с. 111.
НОД: развитие речи по теме «Цветы».
НОД: развитие речи по теме «Насекомые».
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Сами посадили цветы» с. 102.
Целевые прогулки на темы «Цветы», «Насекомые».
Оформление дерева к лету.
Разучивание стихов наизусть о лете.
Рисование на манке - Лето.
Сентябрь
Фотографии, предоставленные родителями о детях летом.
Изготовление дидактической книги Времена года.
Изготовление плакатов: Времена года, Обувь.
Изготовление игры для развития дыхания «4 времени года».
Оформление дерева к осени.
НОД: развитие речи по теме «Овощи».
НОД: развитие речи по теме «Фрукты».
Экскурсия «Сад. Огород.»
Дидактическая игра: Лото «Времена года».
Октябрь
НОД: составление рассказа по закрытой картине «Ранняя осень».
НОД: развитие речи на тему: «Ранняя, золотая, поздняя осень» с презентацией.
НОД: составление рассказа по серии картин «Дождливая осень».
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Пришла осень» с. 55-56, 2 часть – «Осенью» с. 19 (и стихотворение «Осень пришла» с. 17).
Экскурсия на тему «Признаки осени. С какого дерева листок?»
Разучивание стихотворений и песни наизусть к празднику Осени.
Ноябрь
НОД: развитие речи на тему «Одежда».
НОД: развитие речи на тему «Обувь».
Дидактическая игра: пазлы «Времена года».
Рисование на манке на тему «Осень».
Декабрь
Оформление дерева к зиме.
НОД: составление рассказа по картине «Зима».
НОД: составление рассказа по закрытой картине «На прогулке» с презентацией.
Дидактическая игра «Времена года».
НОД: развитие речи по теме «Новогодние игрушки».
НОД: составление рассказа по картинкам «Праздник Новый год».
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Почему заболела кукла?» с. 29
Разучивание стихов и песни к празднику «Ёлка».
Январь
НОД по развитию речи «Дикие животные»
Целевые прогулки «Признаки зимы».
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Ёлка» с. 31.
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Кормушка» с. 78.
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Теплая шуба» с. 64.
Рисование на манке - Зима.
Февраль
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 2 часть – «Лес зимой» с. 42.
НОД: составление рассказа по серии картин «Синица».
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Кукле холодно» с. 63.
МартНастольный театр «Лиса и заяц».
Украшение дерева к весне.
НОД: составление рассказа по закрытой картине «Весна» с презентацией.
НОД: развитие речи по теме «Птицы».
НОД: составление рассказа по серии картин «Наступила весна».
Разучивание стихов и песни к празднику «8 марта».
Весеннее развлечение «Масленица» с музыкальным руководителем.
Целевые прогулки «Признаки весны».
Дидактическая игра «Одежда по сезонам».
Изготовление совместно с детьми адаптированных книжек-самоделок по всем временам года.
Апрель
Разгадывание кроссворда.
НОД: составление рассказа по картине «Дети сажают лук» с презентацией.
НОД: составление рассказа по картине «Дети сажают цветы» с презентацией.
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Лети, птичка!» с. 38.
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Лодка» с. 100.
Рисование на манке - Весна.
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 1 часть – «Здравствуй, весна!» с. 88, «Сами посадили цветы» с. 102.
НОД: чтение рассказов в книге «Читаю сам» 2 часть – «Вырасти большой» с. 94, «Подарок малышам» с. 70.
3. Заключительный этап
Итоги проекта:
1. Выставка работ по проекту.
2. Итоговое интегрированное занятие.
3. Презентация по проекту.
Используемая литература:
1. Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» под редакцией Л. А. Головчиц, Л. П. Носковой и др. Москва «Просвещение», 1991г. ;
2. Р. М. Боскис Учителю о детях с нарушениями слуха. Москва «Просвещение» 1975г. 144 стр.
3. Методика обучения глухих устной речи. Под ред. Проф. Ф. Ф. Рау. М., «Просвещение», 1976г. 280 стр.
4. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи».
5. Читаю сам. Б. Д. Корсунская 1 и 2 часть.