Наталья Александровна Трунина
Познавательно-экспериментальный проект «Загадочная вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-экспериментальный проект в старшей группе
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 108»
г. Иваново
Воспитатели:
Трунина Наталья Александровна
Туманова Татьяна Леонидовна
Познавательно - экспериментальный проект
в старшей группе
«Загадочная вода»
Вид проекта : краткосрочный.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Публикация «Познавательно-экспериментальный проект „Загадочная вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : 1 неделя.
Актуальность проекта :
Детям интересно узнать, что происходит с водой, какие у нее свойства, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде? Поэтому необходимо научить детей самостоятельно добывать знания, исходя из познавательно - экспериментальной работы, делать выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины.
Объект исследования:
Вода – прекрасный объект для наблюдений и экспериментов. Вода видоизменяется и имеет свои свойства.
Цель проекта :
Расширять знания у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к воде и водным ресурсам.
Задачи проекта :
Обучающие:
- формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, принимает форму сосуда; без запаха; без цвета, но можно окрасить; является растворителем);
- познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное);
- привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу воспитателей детского сада (эксперименты и игры с водой в домашних условиях; рисунки «Круговорот воды в природе»; изготовление снежинок).
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;
- способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, словесные, дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора (рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, приметы о воде и водных источниках).
Воспитательные:
- воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);
- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности.
Основные этапы образовательных областей
1) СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Беседы: «Вода - источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?», «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?»; дидактические, словесные, подвижные игры; трудовая и продуктивная деятельность детей; консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; презентация для детей о воде «Путешествие с капелькой», мультфильм «Капитошка»; изготовление плаката «Круговорот воды в природе».
2) ПОЗНАНИЕ :
Эксперименты «Определение трех состояний воды» (жидкое, твердое, газообразное, «Определение свойств воды».
Проблемная ситуация «Можно ли пить талую воду»; дидактические и словесные игры «Где снежинку нам искать?», «Три состояния воды», «Хорошо-плохо».
3) РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок; чтение стихов о воде; дидактические и словесные игры: «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Какой бывает вода?», «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение».
4) ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Чтение рассказов «Жила-была река», «Заюшкина избушка», «Снегурочка»; «Мойдодыр»; чтение стихотворений «Кто знает, откуда берется вода?», «Что такое вода?», «Берегите воду»; народные пословицы, поговорки, приметы, загадки о воде; оформление папки – передвижки «Пословицы и поговорки о воде»; рисование «Круговорот воды в природе»; лепка «Снеговик».
5) ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки»; подвижные игры «Где живет вода? (игра с мячом)», «Ручеек», «Рыболов», «Море волнуется», физкультминутки «Льдинки, ветер и мороз», «Дождик идет», «Осьминог», «На море».
План реализации проекта :
1 этап – подготовительный:
1) Пополнение словарного запаса – эксперимент, испарение, снег (лед) хрустит, бахрома, моря, реки, озера, проливы, каналы, потоки, струи, волны.
2) Организовать цикл наблюдений в природе (наблюдения за туманом, изморосью, снегопадом, облаками, тучами).
3) Подобрать материала для практических игр и занятий.
4) Подобрать художественную литературу, пословицы и поговорки, народные приметы, загадки, аудиозапись.
5) Дополнить картотеку дидактических игр.
6) Оформить плакат «Круговорот воды в природе».
7) Подобрать и организовать просмотр видеороликов о воде «Путешествие с капелькой», «Капитошка».
8) Работа с родителями (продуктивная деятельность - рисунки по данной теме, поделки «Снежинка», изготовление с детьми разноцветных льдинок).
9) Составление плана основного этапа проекта.
2 этап – основной, организационно-практический:
1) Просмотр видеороликов «Путешествие с капелькой», «Капитошка».
2) Рассматривание плаката» Круговорот воды в природе».
3) Беседы о воде.
4) Прослушивание музыкальной подборки аудиозаписи со звуками воды.
5) Знакомство с художественной литературой: Жила-была река»; стихотворение «Что такое вода?», «Берегите воду»; «Кто знает, откуда берется вода?»; «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Мойдодыр»; загадки, пословицы, поговорки, приметы о воде.
6) Чтение стихов, загадок, народных примет, пословиц и поговорок о воде.
7) Подвижные, словесные и дидактические игры согласно теме проекта.
8) Эксперименты с водой.
9) Творческая деятельность – рисование «Что я знаю о воде?», лепка «Снеговик».
3 этап – заключительный:
1) Опрос детей: «Что вы узнали о воде и ее свойствах»?
2) Выставка рисунков «Круговорот воды в природе»; поделок «Снежинка» и цветных льдинок.
3) Провести консультацию для родителей на тему «Занимательные эксперименты и игры с водой для дошкольников»; «Что почитать детям о воде», «Правила поведения на воде и у водоемов».
4) Оформление папки – передвижки пословиц и поговорок, народных примет, загадок о воде.
Предполагаемый результаты по проекту :
Для детей:
• Появятся новые умения и навыки при проведении экспериментов с водой, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.
• Разовьется познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности.
• Активизируется и обогатиться речь, дети научатся вступать в активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми в процессе общения, при проведении экспериментов.
Для родителей:
• Повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.
Для воспитателей:
• Обогатиться и пополниться новым оборудованием и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.
Продукты проектной деятельности :
Презентация к проекту; аудиозаписи – звуки воды; планшет для презентации; художественная литература; плакат «Круговорот воды в природе».
Для экспериментов - вода в трех агрегатных состояниях (лед, снег, пар, жидкость, прозрачные ёмкости, стаканчики (формочки) для воды, сахарный песок, соль, земля (песок, гуашевые краски, кисточки, тарелки, ложки, электрочайник, цветок в воде с отросшим корнем, цветы в горшке, лейка, посуда разной формы (стакан, графин, тарелка, чай в пакетике; мяч (для игр).
Для рисования – акварельная бумага, акварельные краски, непроливайки, кисточки, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры.
Для лепки – пластилин, скорлупа грецкого ореха, картон, влажные салфетки.
Ход проекта
Неделя Содержание деятельности Участники
Понедельник Утро:
• Просмотр презентации для детей о воде «Путешествие с капелькой».
• Беседа «Вода – источник жизни».
• Рассматривание плаката «Круговорот воды в природе».
• Прослушивание музыкальной подборки аудиозаписи со звуками воды.
• Чтение рассказа «Жила-была река».
• Народные приметы о воде.
• Д/и «Какой бывает вода», «Опиши».
• П/и «Ручеек»».
• Экспериментальная деятельность:
а) опыт №1 «Вода жидкая – может течь»;
б) опыт № 2 «Вода не имеет запаха»;
в) опыт № 3 «Вода не имеет вкуса».
Вечер:
Чтение стихотворения «Кто знает, откуда берется вода?».
П/и «Где живет вода»? Воспитатели, дети
Вторник Утро:
• Беседа: «Какие источники воды ты знаешь?».
• Загадки о воде.
• Д/и «Хорошо-плохо», «Подскажи словечко».
• П/и «Дождик».
• Чтение рассказа «Заюшкина избушка».
• Экспериментальная деятельность:
а) опыт № 4 «Вода бесцветная»;
б) опыт № 5 «Вода не имеет формы».
Вечер:
Разучивание пословиц и поговорок о воде.
Трудовая деятельность – протираем игрушки. Воспитатели, дети
Среда Утро:
• Беседа «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?».
• Чтение «Мойдодыр».
• Д/и «Три состояния воды».
• Пословицы и поговорки о воде.
• П/и «Ходит капелька по кругу».
• Экспериментальная деятельность:
а) опыт № 6 «Пар – это тоже вода»;
б) опыт № 7 «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Вечер:
П/и «Осьминог».
Чтение стихотворения «Что такое вода?».
Трудовая деятельность – стираем куклам белье. Воспитатели, дети
Четверг Утро:
• Чтение стихотворения «Берегите воду».
• Д/и «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение».
• П/и «Море волнуется», «Рыболов».
• Экспериментальная деятельность:
а) опыт № 8 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются»;
б) опыт № 9 «Животворное свойство воды».
Вечер:
Рисование «Круговорот воды в природе».
Трудовая деятельность – полив цветов. Воспитатели, дети
Пятница Утро:
• Выставка рисунков «Круговорот воды в природе», поделок «Снежинка» (совместная работа родителей с детьми).
• Просмотр мультфильма «Капитошка».
• П/и «Льдинки, ветер и мороз».
• Проблемная ситуация «Можно ли пить талую воду».
• Лепка «Снеговик».
• Д/и «Где снежинку нам искать?», «Какой, какая, какие?», «Хорошо - плохо».
• Экспериментальная деятельность:
а) опыт № 10 «Превращение снега в воду»;
б) опыт № 11 «Лед легче воды»;
в) опыт № 12 «Волшебница водица».
• На прогулке – выставка цветных льдинок (совместная работа родителей с детьми); постройка крепости и снеговика.
• Вечер:
Чтение худ. лит. «Снегурочка». Воспитатели, дети
Используемая литература:
1) Яндекс ресурсы https://yandex.ru (картинки, видеоролики, аудиозвуки с водой).
2) Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающихся ситуаций. Старшая группа (5-6 лет) / авторы-сост. : О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева, СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160с.
3) Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 – 7 лет: прогулочные карты / авт. сост. О. Р. Меремьянина. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2016 – 305с.
4) Голицына Н. С. Г60 Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Старшая группа. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 32 с.
5) Перспективный план работы воспитателя - старшая группа (5-6 лет) – экология, 2016.
6) Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2010.
7) Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : Творческий Центр. 2003.
8) Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2010.
9) Рыжова Н. Игры с водой. // Обруч. – 2007. – №2.