Ольга Антонова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Вода, вода, кругом вода, в Неве — вода» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать формированию представления у детей дошкольного возраста значения воды в жизни человека.
Задачи:
Фомировать понятие о главных реках и каналах Санкт-Петербурга.
Дать представления о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния - твердая (снег, лед, жидкая, газообразная — пар.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Вода, вода, кругом вода, в Неве — вода“ для старшего возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Дать представления о том, почему вода иногда нуждается в очистке, показать элементарные процессы фильтрации.
Развивать память, мышление, устную речь детей.
Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту.
Воспитывать любовь к родному городу, желание знать больше о родном городе.
Оборудование: презентация (реки и каналы СПб, свойства воды, очистные сооружения СПб) фотографии и иллюстрации по теме, видеоролик, опорные картинки для подведения итога занятия, кроссворд, глобус; детские халаты, пластмассовые стаканчики и воронки, вата для фильтрации; речной песок, сахар, соль, масло растительное и сливочное, гуашь, лед.
Ход СД:
- Ребята, отгадайте загадку:
Я мокрая, зимою замерзаю,
весною журчу, летом теку,
а осенью капаю. (вода)
- Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).
- Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему?. Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.
- Вы слыхали о воде?
- Говорят она везде!
- В луже, в море, в океане.
- И в водопроводном кране.
- Как сосулька замерзает,
- В лес туманом заползает,
- На плите у вас кипит,
- Паром чайника шипит.
- Без нее Вам не умыться,
- Не наесться, не напиться!
- Смею вам я доложить:
- Без воды вам не прожить!
- Да, ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? Какой видят космонавты нашу Землю из космоса?. Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют "Голубой планетой".
- Как называются все моря и океаны на Земле?. Правильно, вся вода на Земле составляет единый Мировой океан.
- А сейчас мы с вами по подробнее поговорим о маленькой части нашего огромного Земного шара.
- Ребята, в каком городе нам с вам посчастливилось родиться и жить?
- А вы знаете, что каждый город имеет свой неповторимый облик, свой характер, свойственную только ему атмосферу и настрой.
- Как вы думаете, чем удивителен и неповторим наш с вами город - Санкт-Петербург? Почему, увидев его однажды, уже не забудешь никогда?
- Если бы вы смогли подняться над Городом, то вы бы сразу увидели, какой он необыкновенный. Пока гуляешь по его улицам, то больше обращаешь внимание на удивительные дома, дворцы, соборы и не всегда замечаешь, что рядом плещется вода. С высоты же очень хорошо видно, что Санкт-Петербург в самом деле можно назвать городом рек и каналов: их в городе, пожалуй, не меньше, чем улиц и проспектов.
- А как называется самая главная река нашего города?
- Правильно - это, конечно, Нева. Вспомните, часто наш Город даже называют «городом над Невой», «городом на Неве». А еще говорят — «невские берега», «невские просторы».
- А что означает слово Нева? Одни ученые полагают, что «не» значит «новая», а «ва» - вода. Другие переводят это название по-другому: «текущая среди мхов река».
- Давайте рассмотрим реку с высоты птичьего полета. Как вы думаете, рассматривая Неву с такой высоты, на что она вам кажется может быть похожа?
- Действительно с высоты Нева похожа на склоненное дерево: посмотрите ее русло - будто ствол, притоки - ветки и сучки, дельта - крона.
- Посмотрите сколько притоков у Невы, это река Охта, Мга, Ижора, Тосна. Чем больше у реки притоков тем многоводнее река.
- Ребята, как вы думаете, можно Неву назвать многоводной рекой.
- Конечно, Нева – это крупная река. Ее протяженность по течению - 74 км, по прямой - 45 км.
Разгадывание кроссворда:
Угадать вертикальное слово НЕВА
1. У реки Невы очень много притоков, какая она? МНОГОВОДНАЯ
2. Как называется город, в котором мы живём? САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
3. На что похожа река Нева с высоты птичьего? ДЕРЕВО
4. Без чего не смогут выжить все живые существа на Земле? ВОДА
Динамическая пауза «Танец Ручеёк»
- Ребята, как вы думаете, откуда берётся вода в наших кранах?
Санкт-Петербург берет воду из Невы. А Нева - река очень красивая, но не очень чистая. Все-таки - большой город, серьезная промышленность, интенсивное судоходство. В общем, вода в Неве - это не вода из горного ручья. Ей нужна серьезная очистка. И в нашем городе есть специальная организация, которая занимается очисткой воды - “Водоканал”.
Но еще до того, как начнется процесс очистки, невскую воду контролируют речные раки. Эти раки "работают" на водозаборах "Водоканала". Собственно, работа несложная - жить своей жизнью, но очень важная. Раки моментально реагируют на появление в воде токсичных веществ: у них учащается сердцебиение. А поскольку к водоканальским ракам подключен специальный аппарат, то сотрудники водопроводной станции тут узнают об изменении.
Раков подстраховывают рыбки. Они тоже контролируют состояние воды: если в воде появляется что-то нехорошее, рыбки начинают метаться и сигнализировать. Правда, за все время работы раков и рыбок подобных ситуаций пока не возникало, но пресноводные "сотрудники" бдительности не теряют.
После того как раки проверили нашу воду, дальше вода проходит в большие современные очистные сооружения нашего города, а потом поступает в городской водопровод и в наши краны.
Видеоурок «Зачем нужно беречь воду»
-А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде.
(дети одевают белые халаты)
- Скажите, что обозначает слово лаборатория? (Учреждение или его отдел, ведущие экспериментальную научно-исследовательскую работу, а также помещение, оборудованное для проведения научных, технических и других опытов).Почему лаборанты работают в белых халатах?.
Опыт№1 «Определение цвета воды»
Опыт №2 «Имеет ли вода запах»
Опыт №3 «Вода мутная или прозрачная?»
Опыт №4 «Снег, лед - твердая вода»
Опыт №5 «Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются»
Опыт №6 «Не вся вода пригодна для питья, ее надо очистить или профильтровать, после чего использовать как питьевую. Морская и океаническая вода соленная, для питья не пригодна.»
Опыт №7 «Изготовление морса»
Подвести детей к выводу:
Соль, сахар в воде растворяются, при этом вода остается прозрачной.
Речной песок не растворяется, оседает на дно стакана.
Гуашь растворяется в воде, при этом меняет цвет воды.
Масло не растворяется в воде, плавает в виде желтых капелек или растекается по ее поверхности тонкой пленкой.
Лед и снег - твердое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть станет паром.
Если вода грязная, после фильтрации на фильтре остается грязь (следы гуаши, масла и грязи после снега).
Подвести по опорным картинкам итог: вода прозрачная, без запаха, растворитель, бывает в трех состояниях - жидкость, лед, пар.
Молодцы! Мы сегодня с вами хорошо потрудились, поговорили о нашем прекрасном городе Санкт- Петербурге; о нашей замечательной реке Неве; о том, как интересно очищают воду у нас в городе; узнали много интересного о значении воды в жизни человека, ее свойствах.
Дети пьют Морс, собственного изготовления.