Ольга Литвинова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Приключения Карандаша и Гвоздика».
Направление развития: познавательно-речевое (свойства и качества дерева и металла);
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Приключения Карандаша и Гвоздика“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Символ Победы. Гвоздика
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Создавать условия для систематизации и уточнения представлений о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и закреплять знания детей о свойствах и качествах дерева и металла, умение сравнивать предметы по характерным признакам, а также изучать свойства материалов опытным путем.
Развивающие:
Продолжать развивать у детей познавательный интерес к экспериментированию, вниманию, памяти, логическому мышлению, умению сравнивать, анализировать и делать выводы, высказывать предположения.
Воспитательные:
Воспитывать у детей стремление узнавать новое, слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей, любознательность и самостоятельность.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Методические приемы: сюрпризный момент, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.
Проведена предварительная работа: беседа на тему: «Дерево-металл», дидактические игры “Плавает-тонет”, “Наоборот”; д/и «Кто что делает из дерева, металла»; игра «Чувства и эмоции».
Словарь:
Активный: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий.
Пассивный: шероховатый, шершавый.
Материалы и оборудование: 2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, гвозди, ёмкости с водой, деревянные палочки по количеству детей, деревянные бруски, металлические пластины, 2 ложки (деревянная и металлическая, картинки, мультимедийный проектор.
Ход НОД. Звучит спокойная музыка, воспитатель с детьми входит в группу.
1. Организационный момент. Слайд *1
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
- Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки.
Как вы думаете, кто их сюда положил?
А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что в них лежит.
Остро носик ты заточишь.
Нарисуешь все, что хочешь.
Будет солнце, море, пляж.
Что же это? (Карандаш)
Из металла острый нос,
На него в хозяйстве спрос.
Может брюки рвать и тапки.
Бьют его по круглой шляпке.
Он в дощечках частый гость,
Любопытный, тонкий (гвоздь)
Молодцы ребята загадки отгадали.
- Как же нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш.
- А если не смотреть, то, как можно узнать? (по звуку, понюхать, потрогать)
- Давайте потрясем коробками, может узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш? Можно точно понять где гвоздь, а где карандаш? Нет.
- А по запаху можно различить? Тоже не получается.
- Как же нам узнать? Ну, что придётся открыть коробочки.
Но прежде, чем достать предметы нужно вспомнить правила. Слайд* 2
Правило №1 – Будь осторожен с острыми предметами, не играй с ними.
Правило №2 – Нельзя заталкивать в нос, ухо, рот гвоздики и карандаши и размахивать ими.
Правило №3 – Гвоздик и карандаш нужно держать острым концом от себя.
Открываем коробки поочередно:
1. Что это? (карандаш) Из чего он сделан? (из дерева).
2. Что в этой коробке? Из чего сделан гвоздь? (из железа, металла).
Всё верно, ребята, Слайд* 3 посмотрите, нам сразу на электронную почту пришло письмо. Сейчас узнаем, что написано в письме и от кого оно.
Слайд* 4 Воспитатель открывает письмо и читает: Слайд* 5
«Здравствуйте, ребята. Мы с гвоздиком большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав? Гвоздь говорит, что он самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из металла! А я - карандаш утверждаю, что я главней, из дерева гораздо больше нужных вещей делают! Помогите нам, пожалуйста, разобраться кто же из нас главнее и важнее!»
- Ну, что ребята, поможем карандашу и гвоздику?
2. Основная часть
1. Дидактическая игра «Из чего сделано» Слайд* 6
Подойдите к столу. Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздика.
Назовите предметы, которые делают из дерева? (Стол, стул, ложки, дом, лестница, шкаф).
А теперь назовите предметы, которые изготовлены из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, колокол, монеты, ножницы, кружка).
Какой вывод можно сделать? Кто же прав - гвоздь или карандаш?
Вывод: Из дерева, из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздь и Карандаш прав!
2. Сравнение дерева и металла. Посмотрите на экран. Слайд* 7
- Гвоздь все не унимается (Включить звук с голосом гвоздика) : «А у металла поверхность - гладкая! Вот!»
- Что ему ответит Карандаш, давайте узнаем, определив, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?
- Возьмите металлическую пластину, погладьте, пощупайте ее, а теперь возьмите деревянный брусок и сделайте тоже самое.
- Отличаются ли они? Чем? Какие они на ощупь? Слайд* 8
- Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая).
- А у деревянного бруска? (шероховатая, повтори Руслана, Амир).
- Теперь возьмите и приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.
Что вы чувствуете? (Пластина – холодная. Брусок – теплый).
- Какой вывод можно сделать? Слайд* 9 (металл – холодный, а дерево – теплое).
Посмотрите на экран Слайд* 10 Карандаш гордится этим (Включить звук с голосом карандаша) : «Вот видите, дерево теплее, чем металл. А еще дерево мягче металла».
- Как вы думаете, прав Карандаш?
Давайте проверим.
3. Первый опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)
- Какой можно сделать вывод? Слайд* 11 (дерево мягкое, а металл твердый).
- Можно проверить и другим способом.
Второй опыт «Сломать руками металл и дерево».
Получилось сломать гвоздь! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать деревянную палочку. Что можно сказать? (палочка хрупкая).
- Какой можно сделать вывод? Слайд* 12 (дерево хрупкое, металл – прочный).
- А сейчас, ребята, посмотрим, убедили мы друзей. Слайд* 13
Гвоздь и Карандаш (Включить звук) : «Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться».
- Вот и хорошо. А сейчас предлагаю всем немного отдохнуть.
4. Физкультминутка Слайд* 14
Отлично, теперь можно посмотреть «Удивительное путешествие гвоздика и карандаша».
«Гвоздик и Карандаш отправились в сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке. Слайд* 15 Обрадовался Карандаш (Включить звук) : «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!». А Гвоздик призадумался.»
Как вы думаете почему? Давайте проверим, кто из них поплывет, а кто потонет?
Опыт «Тонет-плывет»
Возьмите деревянную палочку и опустите в емкость с водой, а затем гвоздик. Что произошло? (Ответы детей)
- Какой можно сделать вывод? Слайд* 16 (металл тяжёлый, а дерево легкое.)
- Как же тогда Гвоздику перебраться на другой берег? (Его может перевести Карандаш, плот).
«Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег. Слайд* 17
Гвоздь : Как я устал! Карандаш : А, я есть очень хочу!
Слайд* 18 Гвоздь : Давай сварим уху. Карандаш : Я пойду рыбу ловить.
Гвоздь : И я пойду, а кто будет костер разводить?
- Как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить.
(Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить он не боится огня)
- Сварили друзья ухи, сели есть, Гвоздик достал металлическую ложку, а Карандаш – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?
(Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным)
- Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность - от слов «проводить тепло».
Сейчас мы убедимся в этом на опыте.
Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.
- Как вы думаете, что произойдёт? Слайд* 19
(Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет).
Это свойство называется теплопроводность. Повторите.
Поели наши друзья, посидели у костра, решили дальше идти. Что они забыли сделать? (погасить костер). Слайд* 20
Как затушить костер?
(залить водой – это может сделать карандаш; забросать песком – с этим справится гвоздь) Слайд* 21
- Молодцы! Мне приятно, что вы знаете, как погасить костер, оставлять его нельзя, иначе случится пожар.
Так они и сделали.
Потом друзья отправились в путь к новым приключениям.
3. Заключительная часть:
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто знает тот быстро отвечает» в которой вы назовете, какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали.
Дерево - шероховатое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается. Слайд * 22
Металл - гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, нагревается, не боится огня. Слайд* 23