Нина Минченко
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Секрет шишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать представления детей о хвое и шишках.
Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с многообразием хвойных растений, научить по хвое определять породу дерева;
создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей;
продолжать формировать у детей навыки проведения опытов;
Развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Секрет шишки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Шишки. Поделки из шишек, занятия, игры
- Темочки
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь детей по теме занятия;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе
Словарь: листопад, хвоинки, хвоя
Материалы и оборудование: одноразовые стаканчики, подносы, ветки сосна, кедр, елка, лиственница (из гербария, шишки, линейка, карандаш, карточка с описанием (рисунками) хвойных деревьев, опорные схемы проведения опытов.
Ход занятия:
- Даже если мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки-
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы получше поглядели.
Оказалось, что она
Не такая как сосна.
Воспитатель: - Какие изменения в природе произошли с приходом осени? Как растения готовятся к зиме? (Осенью с деревьев опадает листва. Деревья готовятся к зиме)
Воспитатель: - Все ли деревья сбрасывают листву? Какие деревья остаются зелеными зимой.
(Елки зимой зеленые)
Мы живем в ХМАО - Югре. Половину территории занимает лес. Деревья бывают лиственными и хвойными.
- Назовите лиственные деревья. Почему они так называются?
(На ветках растут листья)
- В хвойных лесах растут ель, кедр, сосна, лиственница.
- Рассмотрите карточку. Все ли хвойные деревья зимой зеленые?
- Вот это хвойное дерево называется лиственницей. Осенью, как и листья у лиственных деревьев, иголочки желтеют и опадают.
Ребята, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения, давайте их вспомним.
1. Без разрешения не брать предметы со стола.
2. Ничего не пробовать на вкус.
Физминутка:
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – тихо сесть
Опыт 1: «Что такое хвоя?»
Рассматривание иголочек. Расположение иголок.
Воспитатель: - Хвоинки - это листья, которые имеют вид иголок. Вот мы и ответили на вопрос «Что такое хвоинки?». Как же мы назовём деревья, на которых есть хвоинки? (хвойными)
Найдите веточку сосны, посмотрите, как расположены хвоинки (попарно) и какие шишки.
Найдите веточку ели, посмотрите, как расположены хвоинки (одиночно) и какие шишки.
Найдите веточку кедра, посмотрите, как расположены хвоинки и какие шишки.
Найдите веточку лиственницы, посмотрите, как расположены хвоинки (пучками) и какие шишки.
Зарисуйте расположение хвоинок на веточке в карточке.
Вывод:
Хвоинки - это листья, которые имеют вид иголок. У разных деревьев разные иголки и разное их расположение.
Опыт 2: «Есть ли запах у хвойных деревьев?»
Ребята, давайте определим, есть ли запах у хвойных деревьев.
Дети определяют - веточки, каких дерева имеют запах.
Вывод: Веточка ели, кедра, сосны имеют запах. У веточки сосны более сильный запах.
Опыт 3: «Самые колючие иголки»
Ребята, возьмите веточки в руки. Какие иголочки самые колкие. (Ответы детей)
Вывод: самые колючие иголки у ёлки. Самые мягкие - у лиственницы.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – тихо сесть
Опыт 4. «Самая длинная иголка»
Дети замеряют линейкой хвоинки.
Вывод: самая короткая иголочка у ели. Самая длинная хвоинка у кедра.
Опыт 5. «Сравнение шишек ели и сосны»
Материал: сосновые шишки, стакан с тёплой водой
Возьмите шишки в руки. Какая она? С какого дерева? Почему чешуйки раскрылись?
Хотите увидеть, какой она была раньше?
Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешую.
Почему они не сгибаются? (они высохли и стали твёрдыми).
-Я предлагаю провести опыт и посмотреть итог.
Опыт 6. «Секрет сосновой шишки».
Цель: Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды;
Опустить шишку в тёплую (холодную) воду. Что происходит? (она плавает на поверхности, потому что лёгкая).
Рассмотреть итог опыта через 20 минут.
Рассмотреть итог опыта оставленной шишки в воде на сутки.
Дети снова рассматривают шишку. Она изменила форму – чешуйки закрылись. Почему? (пропиталась водой).
А ещё она опустилась на дно. Почему? (стала тяжёлой). Воды в стакане стало меньше и она потемнела (окрасилась).
Вывод: Сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде; шишка, погружённая в воду, поглощает её, становится тяжёлой. Чешуйки закрываются.
Итог: - Как же определить лиственное дерево и хвойное?
- Как отличить ель от сосны?
- Что происходит с сухой шишкой, если ее поместить в воду?
Рефлексия: Что понравилось? Что было сложно?