Надежда Белогорцева
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно- исследовательская деятельность в подготовительной группе
Тема «Свойства воздуха»
Интеграция областей: «Коммуникация», «Познание».
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе на тему „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- без воздуха невозможна жизнь;
- воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов;
- ветер - движение воздуха.
Материал: Картинка с изображением Знайки, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, стаканчики с водой по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка, шарики воздушные на каждого ребенка, бумажные веера и музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки, пустая бутылка, лист бумаги на каждого ребёнка; коробочки из киндер яиц с «запахом» и без запаха по одному на ребенка, миски с водой на каждого ребёнка, воздушные шарики из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка. Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка, конверты- 3 шт.
Изготовление «ракеты» :
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край.
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам (я привязала к ручкам дверей)
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.
Ход познавательно- исследовательской деятельности :
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня нам с Вами предстоит серьезная и очень интересная работа. Посмотрите, что изменилось в нашей группе? (дети рассматривают обстановку в группе дают ответы).
- Да, кто-то здесь не просто передвинул здесь мебель, он организовал для нас целую научную лабораторию, для изучения чего-то интересного, вот только чего, нам предстоит это выяснить.
- Давайте-ка рассмотрим, что за предметы стоят на этих столах? (ответы детей). Что нам с ними делать?
-Знаете, я кажется, догадалась, кто устроил для нас этот сюрприз. Наверное, это профессор Знайка из Солнечного города, помните, мы уже встречались с ним раньше. Знайка очень любит разные загадки и наверняка приготовил для нас письмо с заданием, но нам придется быть внимательными, чтобы отыскать его в группе. Давайте поищем все вместе… (дети находят сразу 3 конверта в разных местах группы) .
- Хорошо, давайте посмотрим, что же это? (открываю конверт № 1, читаю загадку)
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем»
(воздух)
2. Основная часть.
-Правильно, это воздух. Значит будем говорить о воздухе
- Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)
-Сделаем глубокий вдох и затем выдох. Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)
- Ребята, а вы видите воздух? (нет)
- Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас.
- А почему мы его не видим? (Он прозрачный, через него все видно)
- Так значит, какого он цвета? (бесцветный)
- А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем, какой у него вкус?
- Вдохните воздух носом… .
- Какой у него запах? (у него нет запаха)
- Да чистый воздух не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха – это газ, который существует везде и даже внутри нас.
Вы это знали? (да) Тогда мы должны это доказать. Во втором конверте Знайка приготовил схемы на карточках, и мы с вами будем определять, какая схема к какому свойству воздуха подходит.
- Сейчас мы пойдём с вами в лабораторию, оденем наши таблички и как настоящие ученые, будем проводить эксперименты с воздухом.
Опыт 1. (Поймаем воздух)
-Ребята, сейчас мы с вами попробуем поймать воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (В пакете ничего нет, он пустой).
- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
(Пакет стал толстым. Он полон воздуха. Воздух занял всё место в пакете.)
–На что он стал похож? (На подушку).
-Ребята, где ещё есть воздух? Посмотрите в мини-музее воздуха. (Воздушные шары, мячи, киндеры, вокруг воздух)
-Можем ли мы сказать, что воздух имеет какую-то форму? (Нет)
- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха, он весь вышел).
- Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод : воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
-найди пожалуйста схему, которая подходит к этому опыту.
- А теперь, я предлагаю вам узнать, что приготовил для нас Знайка на втором столе нашей лаборатории.
Опыт 2 (Воздух в человеке)
- Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух)
- Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой, делаем вдох, выдыхаем в трубочку. Что происходит? (Мы выдыхаем воздух, и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух).
- А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет).
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: В каждом человеке есть воздух. Он не может жить без воздуха.
-Попробуем найти нужную схему воздуха, которую нам приготовил Знайка.
-Пойдём к третьему столу нашей лаборатории.
Опыт 3 (Воздух можно услышать)
- Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (Он внутри шариков).
- Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики. Что происходит? (Воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха).
-Ребята, а с помощью чего ещё можно услышать воздух? (музыкальные инструменты, пустая бутылка, лист бумаги, свисток)
-Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? (Звук). -Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук. Воздух может звучать по-разному.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
-А к этому заданию какая схема Знайки подходит?
-Идём дальше по нашей лаборатории. Четвёртый стол с экспонатами нашего мини-музея.
Опыт 4 (ветер – это движение воздуха)
- Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? (Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть на ладонь).
-Что мы ощущаем? (Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.)
- Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите.
-Что чувствуете? (ТЕПЛО, тёплый ветерок)
-А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? (ветер)
- Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
(Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок).
-Какой ветерок получился? (холодный)
-Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (на лице, около печки, костра, если включить фен)
-А где холодный? на улице)
- Какой делаем вывод?
Вывод: когда воздух движется, получается ветер. Он может быть тёплым, холодным и горячим.
-Найдём нужную схему воздуха. И подойдём к пятому столу.
Опыт 5 (воздух не имеет запаха)
- А имеет ли воздух запах? Как вы думаете? (Если воздух чистый, то он не имеет запаха).
- Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)
- Предлагаю в этом убедиться. В коробочках были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
(У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.)
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
-Предлагаю вам и к этому опыту найти нужную схему.
- Знайка предлагает нам выполнить следующее задание. Подойдём к шестому столу.
Опыт 6 (воздух легче воды)
- Ребята, у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте их "утопить". Почему они не тонут? (Внутри киндеров и игрушек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды).
Вывод: Воздух легче воды.
- подбери пожалуйста к этому опыту схему.
- В нашей лаборатории Знайка предлагает ещё одно исследование провести. Подойдём к седьмому столу.
Опыт 7. (воздух может двигать предметы)
- Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5, 4, 3, 2, 1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
- Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела? (Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался).
Вывод. Воздух может двигать предметы.
-Найдём нужную схему о свойстве воздуха.
3. Итог.
–Ребята, мы с вами настоящие учёные. Провели много исследований.
- Итак, что же такое ВОЗДУХ? (Воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха).
-Знайка приготовил ещё один конверт с заданием. Он предлагает закрепить знания о воздухе.
- Предлагаю вам взять со стола по 2 шарика. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать шарики. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный шарик, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздух можно услышать.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
Человек может жить без воздуха.
Ветер – это движение воздуха.
Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
Воздух может двигать предметы.
Воздух тяжелее воды.
-Ребята, а сейчас Знайка предлагает вам с помощью этих шариков оценить свои знания о свойствах воздуха. Если вы считаете, что вы всё запомнили и всё у вас получилось в наших исследованиях, то подарите Знайке зелёный шарик. А если вы считаете, что у вас не совсем всё получилось и что-то было не совсем понятно, подарите Знайке красный шарик.