Ольга Сафонова
«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.
Задачи:
1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание.
2. Развивать представления о сериационном изменении воды.
3. Развивать наблюдательность, любознательность.
4. Воспитывать отзывчивость, доброту (желание помочь сказочному персонажу).
Вводная часть (мотивационная)
- Дети, вы любите сказки? А у нас сегодня гость! Кто это? Из какой сказки пожаловал?
(открыть изображение дракона)
(Змей Горыныч, сказка «Змей Горыныч о трёх головах»)
Публикация «„Лёд, вода, пар“, Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Подготовительная группа
- Снег и лед
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
-Как вы думаете, он злой или добрый? Почему?
(Змей Горыныч злой, потому что головы ссорились между собой, каждая голова считала себя главной)
- Вспомните название каждой головы. (Ледяная, Водяная, Паровая)
- Как вы думаете, какое зло для всего живого таит в себе ледяная голова? (как дохнет – все вокруг замерзает, становится очень холодно)
- А водяная голова? (брызнет водой – и все вокруг затопит, разрушит, зальет или смоет)
- Чем опасна паровая голова? (выдыхает горячий-пригорячий пар – и всех обжигает, близко подойти нельзя)
- Вот они и спорят кто из них главней. Так спорят, что все живое от них страдает.
Змей Горыныч к нам пожаловал не просто так, хочется ему жить дружно, но для этого нужно помирить все три его головы и разгадать 3 тайны: тайны льда, воды и пара.
- А я знаю, что разгадать тайны нам помогут вот эти предметы (показать лампу и зеркало). Хотите?
Практическая часть
Опыт 1.
-Тогда начнём с разгадывания первой тайны - тайны льда.
- Посмотрите на это изображение, о чём говорят нам эти картинки? (Лёд может быть разной формы, он твёрдый. Лёд хрупкий, его можно сломать или разбить. Лёд не имеет цвета, он прозрачный. Лёд не имеет вкуса и запаха.)
- А если мы возьмём лёд в ладошки, что мы почувствуем? (Лёд холодный.)
- Как, по-вашему, чего боится лед? (тепла, лед в тепле тает)
-Какой предмет поможет нам «добыть» тепло? (лампа)
(педагог зажигает лампу)
- А теперь возьмём ложечкой кусочек льда и подержим над лампой. Что происходит?
Какой можно сделать вывод?. (При нагревании лед тает и превращается в воду)
- Вот она – тайна льда:
Лед растает, и тогда
Будет из него вода!
Опыт 2.
- Настала очередь тайны воды!
- А вы что знаете о воде? (Вода не имеет формы, принимает форму сосуда. Вода не имеет цвета, она прозрачная Вода не имеет вкуса и запаха.)
- Давайте вспомним чего же боится вода? (тепла, в тепле вода превращается в пар)
- Всё верно. При нагревании вода превращается в пар, а пар легкий и он поднимется вверх. И вода испарится.
- Давайте еще раз посмотрим и покажем Змею Горынычу как из воды получается пар и что с ним происходит дальше!
- Получилось! Что произошло? (Вода испарилась)
- Какой сделаем вывод? (При нагревании вода испаряется)
- Вот и тайна воды разгадана:
Если сильный, сильный жар
Из водички будет пар!
- А ещё чего боится вода? (холода, на холоде она замерзает)
- Чтобы в этом убедится, нужно посмотреть, что произошло с водой, которую мы вчера вынесли на мороз.
- Какой вывод можно сделать?
- Правильно.
Если холод вдруг придёт
Из водицы будет лёд!
- А теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)
И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)
Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)
Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)
Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)
Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)
Туфли, посмотрите – мокрыми стали. (наклон туловища вперед)
Плечами дружно поведем (движение плечами)
И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)
От дождя мы убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим. (садятся за столы).
Опыт 3.
- Осталась неразгаданной последняя тайна. Тайна пара.
- У меня есть чайник. Горячий!
- Какие правила обращения с горячим вы знаете? (не дотрагиваться; быть осторожными; если необходимо взять что-то горячее – попросить помощи взрослого. А взрослые горячую посуду с плиты, духовки берут специальной прихваткой. Чашку с чаем – за ручку, осторожно.)
- Сейчас я открою крышку.
- Что вы видите? (пар)
- Если пар идет от горячей воды, значит он какой? (Горячий)
- Можно ли трогать горячий пар руками? (нет, это опасно)
- И нельзя наклонятся над горячим паром.
- Как он появился? (вода нагрелась и начала испарятся)
- Для разгадки последней тайны у нас осталось зеркало. Какое оно? (холодное)
- Как вы думаете, что произойдет, если зеркало поставить над паром?
Проверим!
- Что произошло? (появились капли воды)
- Какой делаем вывод? (горячий пар от холодного зеркала превращается в воду)
- Молодцы, верно!
- Вот и разгадка последней тайны, тайны пара!
Если пар вдруг охладится,
будет из него… (водица).
- Опыт нам, друзья, помог узнать, что вода, лёд и пар- это всё одно и тоже.
Увидел это всё Змей Горыныч и очень удивился: Как же так? Значит мои три головы зря ссорились между собой? Лёд, вода и пар могут превращаться друг в друга? Лёд в воду, вода в пар, пар в воду. А если холод вдруг придёт, из водицы будет лёд!
И решили все три головы больше никогда не ссориться, дружить и делать только добрые дела.
- Как вы думаете, как стала помогать людям Ледяная голова (делать холодильники, мороженое, каток для детей. Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда)
- А какую пользу стала приносить Водяная голова? (Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода, наполнять бассейны, ванны)
- Паровая голова занялась отоплением в холодное время года, научилась хранить горячий пар для обогревания.
Молодцы, дети! А сейчас предлагаю поиграть в игру. Хотите?
Подвижная игра «Царство Льда, Воды и Пара»
(в разных частях группы – нарисованные ориентиры, изображающие лед, воду, пар)
Правила игры: дети действуют в соответствии с текстом
- Если холод наступает,
Все вокруг он охлаждает.
(бегут в Царство Льда, превращаются в льдинки – садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)
- Солнце, солнце, посвети,
Нас в водичку преврати!
(превращаются в капельки и плывут в Царство Воды, совершая «плавательные движения»)
- Солнце греет, пригревает,
В пар водичку превращает.
(бегут в Царство Пара, приседают на корточки и медленно поднимаются, встают на носочки и тянутся вверх)
- Пришел Дед Мороз (воспитатель берет в руки «волшебную снежную палочку») и не нашел ледышек в Царстве льда. Захотел их назад вернуть и начал морозить (включить эффект мерцания)
- Во что пар превращается? Правильно, в капли воды (плывите в свое Царство)
- А Дед Мороз еще сильнее стал морозить. И превратились капельки во что? («в ледышки») Скорее в свое Царство! (садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)
- А теперь, когда мы уже поиграли и все запомнили правила игры, посмотрите на этот символ. Как вы думаете, что он может означать? (Показывает синий картонный квадрат – символ льда.) (Лед.)
- Правильно! Это похоже на твердый и холодный лед.
- А этот символ что обозначает? (Показывает картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки – символ воды.) (Вода.)
- А это на что похоже? (Демонстрирует вырезанное из белого картона облако.) (Облако. Пар.) Это пар – он легкий и белый, как облачко.
Продолжим игру:
- Если облачко летит,
Пар оно изобразит! (Показывает символ пара.)
- Хорошо мы все запомним,
Что водичка – это волны! (Показывает символ воды.)
- А квадратик – твердый лед,
Это каждый разберет! (Показывает символ льда.)
-А теперь смотрите внимательно – я буду показывать символ – солнышко или Деда Мороза, – а вы должны превращать свои картинки. Все возьмите символ «лед», а прежде чем поднять другую картинку, смотрите и внимательно слушайте. (Показывает солнышко.)
- Если солнце появляется,
То у нас все нагревается!
Дети меняют «лед» на «воду».
Педагог показывает Деда Мороза и произносит:
- Если холод наступает,
Сразу все он охлаждает!
Дети меняют «воду» на «лед».
Воспитатель (показывает солнышко).
- Если солнце появляется,
То у нас все нагревается!
Дети меняют «лед» на «воду».
Воспитатель (двигает солнышко ближе к детям).
- Солнце все сильнее греет,
Греет-греет, нагревает
И водичку превращает…
Дети меняют «воду» на «пар».
Воспитатель (показывает Деда Мороза).
- Если холод наступает,
Сразу все он охлаждает!
Дети меняют «пар» на «воду».
Рефлексия
- А теперь я очень хочу узнать, понравилось ли вам наше занятие?
- Что доброго сделали? Кому помогли? Как помогли? («разгадали 3 тайны и сняли заклятие»)
Что запомнил ты?.
Обобщить ответы: при нагревании лед тает и превращается в воду;при нагревании вода превращается в пар; горячий пар от холодного стекла превращается в холодную воду. Молодцы, я очень довольна вами!