Ольга Голубцова
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста «Такая разная вода» (план-конспект НОД)
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности
в старшей группе
Тема: «Такая разная вода»
д/с «Ромашка» Арсентьевский филиал
Воспитатель: Голубцова О. А.
д. Арсентьевка
Тема: «Такая разная вода»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста „Такая разная вода“ (план-конспект НОД)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1) Развивать познавательный интерес, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы. Формировать представления о свойствах воды: прозрачная, без цвета – может окрашиваться; без вкуса - может приобретать вкус. («Познавательное развитие»)
2) Формировать конструктивные способы взаимодействия со сверстниками (Договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве. («Социально – коммуникативное развитие»)
3) Обогащать речь детей прилагательными : «прозрачная», «безвкусная», «солёная», «кислая», «сладкая», «бесцветная». Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения. («Речевое развитие»)
4) Формировать потребность в двигательной активности. («Физическое развитие»)
5) Вырабатывать привычку, содержать в чистоте своё рабочее место, воспитывать аккуратность при проведении опытов («Социально – коммуникативное развитие»)
Методы и приемы: (по методике О. В. Дыбиной)
- практические: эксперимент, зарисовка результатов экспериментов
- наглядные: наблюдение
- словесные: загадывание загадки, беседа
Материалы и оборудование: (по методике О. В. Дыбиной) у детей - пластмассовые 0,5л бутылки с кипячёной теплой водой (1 на стол); пластмассовые стаканчики в достаточном количестве (не менее 5 на стол); пластмассовые чайные ложечки, монетки, поднос с красящими веществами (1 на стол) : пакетик чая, кофе, гуашь любого цвета, варенье и соответствующие им пиктограммы; салфетки для рук и для стола; листочки-протоколы (3 на 1 стол, цветные карандаши, халаты на каждого ребёнка.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование.
Двигательная Физминутка
Коммуникативная Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы
Продуктивная Зарисовка результатов экспериментирования
Элементарный бытовой труд Поручения
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. -Предлагает отгадать загадку:
Она и в озере, она и лужице, Она снежинкой над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит, Она и в реченьке бежит-журчит
- Задаё т вопрос: А что вы знаете о воде, какая она?
Совместное обсуждение
У воды есть ещё немало интересных свойств. Хотите узнать, о каких?
Игровая ситуация
- Предлагает детям узнать о свойствах воды с помощью экспериментов, как настоящие учёные, в лаборатории.
Напоминает, что дети будут работать в парах, поэтому нужно договариваться и помогать друг другу.
Дети отгадывают загадку: (вода)
Дети предлагают свои варианты ответов о свойствах воды: «чистая», «жидкая», «мокрая», «тёплая», «холодная» и т. п.
Обсуждение
Дети проходят в лабораторию, надевают халаты и проходят на свои рабочие места по 2 человека за стол и работают в парах Дети заинтересованы предстоящей деятельностью
2. Эксперимент №1 «Какого цвета вода?»
-Предлагает налить в стакан воды и спрашивает, если бросить туда монетку, её будет видно, или нет
-Предлагает проверить это и бросить в стакан монетку.
Как вы думаете, почему в воде монетку видно?
Дети предлагают свои варианты ответов
вода чистая, прозрачная,- поэтому в ней всё видно.
Узнают, что вода может быть прозрачной, в ней видны предметы.
3. Эксперимент №2 «Вода вкусная или нет?»
- Предлагает налить в стакан воды и попробовать её на вкус, какая она?
-Спрашивает: Что нужно сделать, чтобы вода приобрела солёный вкус?
-Предлагает проверить высказанные детьми предположения
-Спрашивает: Какая еще на вкус может быть вода?
- Предлагает проверить
Наливают воду и пробуют её на вкус и отвечают, что у неё нет вкуса. Она безвкусная.
Предлагают свои варианты ответов
насыпать в стакан ложечку соли, помешать и попробовать на вкус. Какая вода на вкус?
Проводят эксперимент, пробуют воду на вкус, отвечают, что она стала солёной, у неё появился солёный вкус, когда мы насыпали в воду соли.
Предлагают свои варианты ответов
Пробуют, отвечают, что вода стала сладкой, когда в неё насыпали сахар
Предлагают свои варианты ответов
В третий стакан воды бросить дольку лимона, помешать и попробовать на вкус. Какая вода на вкус?
Пробуют, отвечают, что вода стала кислой, когда в неё положили лимон.
Дети узнают, что вода может быть безвкусной, солёной, сладкой и кислой на вкус.
4. Эксперимент №3 «Как сделать, чтобы вода стала цветной?»
Предлагает налить в стакан воду и определить, какой у неё цвет
-Спрашивает, как можно сделать воду цветной?
-Предлагает проверить. Выбрать вещество, которым они хотели бы окрасить воду, добавить его в воду и помешать. Какого цвета стала вода?
Наливают воду и дают свои варианты ответов (у неё нет цвета, она бесцветная, прозрачная и т. п.
Предлагают свои варианты ответов.
Договариваются в паре и выбирают (краску, пакетик чая, кофе, добавляют его в воду
Узнают, что вода бесцветная. Но различные вещества могут окрашивать воду в различные цвета
5. - Проводит физкультминутку.
Мы учёные устали
И со стульев дружно встали
Руки вверх мы поднимаем
А потом их опускаем
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём
А потом быстреё, быстрей
Хлопай, хлопай веселей
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни,
Раз, два, три, четыре, пять
Постучали, повертели
И работать захотели Выполняют движения с воспитателем Дети отдохнули, удовлетворили потребность в движении.
6. - Объясняет, что учёные после того как проведут все эксперименты, чтобы не забыть, что у них получилось, заносят результаты в протоколы.
На листочке с цифрой 1 (протокол №1) вы зарисуете результаты первого эксперимента. Что мы из него узнали?
На листочке с цифрой 2 (Протокол №2) вы отметите с помощью пиктограмм с изображением соли сахара и лимона результаты эксперимента №2. Что вы из него узнали?
На листочке с цифрой 3 (протокол №3) вы зафиксируете результаты эксперимента №3. Полученный цвет и пиктограмму используемого вещества-красителя. Что вы из него узнали?
Предлагает каждому ребенку из группы зарисовывать результаты экспериментов и начать работу
Предлагают свои варианты ответов: вода прозрачная, в ней видно монетку
Предлагают свои варианты ответов: вода может быть солёной, сладкой и кислой
Предлагают свои варианты ответов: вода может окрашиваться в разные цвета, различные вещества окрашивают воду в разные цвета
Дети зарисовывают опыты Закрепили полученные в результате экспериментов представления о свойствах воды.
Выполнили зарисовки экспериментов.
7. Говорит, что дети работали как настоящие ученые, предлагает сдать протоколы и напоминает, что настоящие учёные очень аккуратно наводят порядок на своих рабочих местах Дети сдают протоколы, наводят порядок, убирают оборудование, выливают воду, вытирают со столов пролитую воду. Умеют содержать в чистоте своё рабочее место.