Елена Холод
Понятие связной речи в психологической и лингвистической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Публикация «Понятие связной речи в психологической и лингвистической литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Так же С. Л. Рубинштейн отмечал, что обязательное решение задач развития связной речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения определено на государственном уровне, в тексте Федеральных государственных требований, в содержании образовательной области «Коммуникация» через решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Характеристика связной речи и закономерности ее развития довольно широко представлены в современной психологической и методической литературе в исследованиях таких авторов как: А. А. Леонтьев, Т. А. Ладыженская, А. В. Текучев, Ф. А. Сохин, Е. А. Баринова, О. С. Ушакова, Т. М. Юртайкина и др. В науке принят многоаспектный подход к рассмотрению связной речи как единого смыслового и структурного целого, а в самом широком смысле как акта коммуникации.
Такие авторы как: В. Б. Апухтин, Г. И. Богин, Н. И. Жинкин, А. А. Залевская, И. А. Зимняя, Н. И. Лепская, В. Н. Овчинников, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович изучают подходы к развитию связной речи в соотношении с проблемой текстовой компетенции дошкольников, рассматривают положения о взаимосвязи когнитивного, общепсихического и речевого развития.
И. А. Киршин отмечает, что связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам : либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
А. Г. Арушанова определяет термин «связная речь», который в методике употребляется в нескольких значениях:
1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи.
Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
А. Г. Арушанова отмечает, что основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
В. К. Воробьева в своих исследованиях пишет, что связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
О. М. Ельцова доказала, что развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе.
Таким образом, под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.