Стратулат Маргарита
Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарного запаса ребенка происходит естественно и очень эффективно.
1. «Я начну, а ты закончи»
Цель: активизация словаря, употребление прилагательных, развитие связной речи, внимания, мышления
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая) - добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой) - веселый, долгожданный
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
2. «Дай действия словам»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания
Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:
Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (сто делает) – наступает, приходит,
радует…
3. «Наоборот»
Цель: формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник - грустный; Большой подарок – маленький;
Светлое небо – … Чистое платье – … Хорошее настроение – …
Теплая погода - …
4. «Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в четком произношении слов.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.
5. «Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную
Ход игры: послушайте и скажите, какое слово
лишнее и почему:- тарелка, стакан, корова, чашка
- чашка, стакан, тарелка, кружка
6. «Отгадай предмет по названиям его частей»
Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.
Ход игры:
- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
- голова, туловище, лапы, крылья (птица)
7. «Назови одним словом»
Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.
Ход игры: сгруппируйте эти предметы.
Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение
8. Драматизация сказки «Человек и животные»
Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.
Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу
- А что вы умеете делать?
Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»
Овца сказала: «Я буду давать шерсть»
Собака – охранять дом
Курицы – нести яйца
Петушок – рано утром всех будить.
9. «Игра в слова»
Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания
Ход игры:
1. В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.
2. В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.
10. «Отгадай-ка»
Цель: упражнение в составлении описательных рассказов; развитие умения внимательно слушать товарища
Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.
Воспитатель: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета: Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?
11. «Узнай по описанию»
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать редмет по описанию
Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде
Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет
речь и показывать его.
Усложнения:
1. Дети объясняют свой выбор
2. Роль водящего выполняет ребенок
12. «Разноцветный сундучок»
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход игры: Воспитатель: Я картинки положила в разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ника, загляни-ка, вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
13. «Кто больше действий назовет»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т. д.
14. «Прятки»
Цель: формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение
(в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Ход игры: Воспитатель прячет игрушки в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.
15. «Какое это бывает?»
Цель: учить детей выделять признаки предмета.
Ход игры: Воспитатель (либо ребенок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это мячик. Какой он?»