Таиса Цику
Получение качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Получение качественного дошкольного образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья
в коррекционной группе детского сада».
Из опыта работы.
Работа в коррекционной группе проводится по адаптированной программе коррекционно-развивающей работе для детей с задержкой психического развития. Программа эта разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом Программы коррекционно - развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР под общей редакцией С. Г. Шевченко.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Задачи деятельности по выполнению адаптированной программы коррекционно – развивающей работы для детей с ЗПР направлены на:
- создание ребёнку с ЗПР возможности для осуществления содержания деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего психического развития;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья ребёнка;
- коррекцию (т. е. исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
-стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
- профилактику (предупреждение) вторичных отклонений в развитии трудностей в обучении на начальном этапе.
Чем обусловлена задержка психического развития? Это может быть обусловлено недоразвитием эмоционально – волевой сферы или длительным статическим состоянием. Причины могут быть разные:
- конституционные факторы,
- хронические соматические заболевания,
- патология беременности, тяжёлые роды, родовые травмы,
- частые болезни первые годы жизни,
- неблагоприятные условия воспитания.
Каковы бы ни были причины задержки психических процессов (памяти, мышления, воображения, у них всегда наблюдается:
- снижение работоспособности,
- неустойчивое внимание, - низкий уровень восприятия,
- быстрая утомляемость,
- низкие навыки самоконтроля,
- отставание в развитии всех форм мышления,
- своеобразное поведение,
- незрелость эмоционально-волевой сферы.
Коррекционную группу посещают дети с задержкой психического развития. Но в связи с тем, что в нашем городе нет специализированных дошкольных учреждений, к нам в группу поступают дети с нарушением опорно-двигательной системы, дети с нарушением зрения, слуха.
В работе с этими детьми используем общие подходы:
- индивидуальный подход,
- предотвращение наступления утомления,
- активизация познавательной деятельности,
- обогащение знаниями об окружающем мире,
- внимание на коррекцию всех видов деятельности,
- проявление педагогического такта,
- работа над звукопроизношением, так как при задержке психического развития обязательно страдает речь.
В начале учебного года проводим диагностику, выявляем знания детей. По результатам этой диагностики составляем план работы.
Термин «задержка» подразумевает временное несоответствие психического развития паспортному возрасту ребёнка. И мы стараемся помочь детям преодолеть это несоответствие, т. е. отставание развития памяти, мышления, внимания. Работа проводится в течение времени, когда ребёнок посещает детский сад. С детьми проводим дидактические игры на развитие психических процессов:
- «Времена года»,
- «Сложи картинку»,
- «Лото»;
- «Лего»
Игры на развитие логического и асоциального мышления:
-«Весёлая логика», «Том и Джерри»,
- «Да – нет»,
- «Плохо – хорошо»,
- «Найди и угадай»,
- «Логический тренажёр».
Детям очень нравятся игры на развитие общей и мелкой мускулатуры рук:
- «Во саду ли, в огороде»,
- «Пристегни панцирь»,
- «Собери узор»,
- «Клумба»,
- «Игры в кармашке»;
Нельзя переоценить роль речевых игр:
- «Птицы, рыбы, звери»,
- «Ровным кругом»,
- «Говори – не задерживай»,
- «Отгадай слово»,
- «Доскажи слово»,
«О чём ещё так говорят (о многозначных словах).
Заучиваем много стихов, читаем сказки, уделяем много внимания беседам по содержанию прочитанных сказок, просмотренных мультфильмов, описанию характеров персонажей, составлению концовок сказок. Это всё побуждает ребёнка думать, делать выводы, развивает речь, мышление, фантазию, ориентировку в окружающем мире.
Занимаемся мы и с группой детей, и с подгруппой. Но основную работу мы проделываем индивидуально с каждым ребёнком. Так как ребёнок раскрывается в полной мере только во время индивидуальной работы. Именно индивидуальной работе с детьми коррекционной группы уделяется большое внимание по программе ФГОС ДО.
Развивающую среду мы организовываем с учётом принципов:
- доступность,
- наглядность,
- безопасность.
Ребёнок должен слышать, видеть, иметь возможность исследовать. Вся работа проводится во взаимодействии с родителями. С ними проводятся беседы, консультации о работе с детьми дома.
Чтобы было легче родителям, мы предлагаем им памятки:
- «Во что играть с детьми дома».
- «Экспериментируем дома»,
- «Играем со звуками и словами»,
- «Учим правила дорожного движения»,
- «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
Мы привлекаем родителей к участию в жизни детей в детском саду. Они принимают участие в подготовке и проведении развлечений:
- «Папа, мама, я – спортивная семья»,
- «Самая любимая мамочка моя» (ко дню матери,
- «Весёлые старты»,
- «Мы читающая семья»,
Также проводим с ними «Круглые столы», родительские собрания нетрадиционной формы. С участием родителей проведено методическое объединение – Деловая игра «Занимательная математика – как основа развития инициативы, самостоятельности, логического мышления у детей дошкольного возраста». Много внимания уделяем общению родителей с детьми. Кроме того, родители участвуют в конкурсах поделок, рисунков к 8 марта, ко Дню Защитника Отечества, Новому году, ко Дню Победы. Много проводится в группе проектной деятельности. В них так же родители принимают участие. Проводимая нами работа имеет результаты. За последние 3 года коррекционную группу посещали 35 детей. Из них 12 детям снят диагноз ЗПР, 16 детей выпущены из детского ада с чистой речью. Остальным 7 детям рекомендовано обучение по адаптированной программе 1 класса. Для работы с этими детьми необходим богатый наглядный материал, важно оборудовать информационными компьютерными технологиями.