Евгения Верещагина
Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема включения детей с особыми образовательными потребностями в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с особыми образовательными потребностями является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умений достойно жить в нем.
Публикация «Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта в нашем детском саду является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.
В настоящее время остро стоит вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с особыми образовательными потребностями.
Среди детей с ОВЗ особое место занимают дети с нарушением интеллекта.
Под нарушением интеллекта понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга (наследственного или приобретенного).
Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов. У детей с нарушениями развития отсутствует интерес к окружающему миру. Чаще всего дети, посещающие нашу группу не интересуются новыми играми и игрушками, выбирая уже известное, знакомое. Многие родители наших воспитанников предпочитают находиться с детьми дома, редко посещают мероприятия, общественные места, гуляют с ними. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.
Мышление и восприятие предметов у них замедленно, фрагментарно, имеет малый объем и низкий уровень развития избирательности и дифференцированности. Для детей с нарушением интеллекта характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем.
У детей, посещающих нашу группу страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Многие дети вообще не разговаривают. В результате снижена потребность в речевом общении.
Развитие коммуникативной компетенции детей с нарушением интеллекта является для нас очень сложной и одной из самых главных задач. Важно не только научить ребенка пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, но и понимать обращенную речь, накапливать пассивный словарный запас. Для каждого ребенка составлена индивидуальная программа по развитию речи и коммуникативных способностей.
В силу тяжести своего нарушения, дети с нарушением интеллекта забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затрудненно формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором достижения цели.
Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях.
В своей работе мы используем моделирование реальных ситуаций и экскурсии.
Прежде, чем пойти с детьми на экскурсию, мы проводим большую предварительную подготовку, чтобы экскурсия была не только интересной, но и носила познавательный и развивающий характер.
Например, экскурсия в магазин. Мы с детьми знакомимся с профессией продавец, они знают, что такое магазин, зачем люди приходят в магазин. Я стараюсь объяснить, что в магазине ребенок не может просто взять то, что ему хочется. Объясняю детям, что для покупки продуктов нужны деньги. Во время экскурсии дети наблюдают за действиями людей, а я постоянно комментирую действия людей и продавца. Обязательно показываю на собственном примере модель поведения в магазине. Обычно я покупаю печенье в пачке или конфеты, обращая внимание детей на алгоритм действия в магазине. При посещении магазина у детей с нарушением интеллекта развиваются не только навыки ориентировки в торговом зале, приобретаются знания о назначении различных отделов, умения выбрать товар, подходящий ему по цене, но и формируются способы общения с продавцом, консультантами при необходимости помощи в выборе товара.
Экскурсии позволяют включить детей с ОВЗ в социальную среде, максимально приблизить его к естественным условиям организации жизнедеятельности.
Полученные знания мы закрепляем в сюжетно-ролевой игре «Магазин». Вместе с детьми мы выстраиваем алгоритм действий в магазине, учимся распределять роли. Таким образом, дети, зная алгоритм действий в магазине, смогут в будущем посещать его.
В дальнейшем, отработку навыков и умений, мы осуществляем через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни.
Совсем недавно, в рамках проведения конкурса «Я – исследователь» мы взяли тему для исследования «Мука –волшебница». Вместе с детьми мы учились замешивать тесто, познакомились с хлебопечкой и испекли в ней хлеб. Дети получили массу новых знаний, эмоций, положительных впечатлений. Также у многих детей обогатился словарный запас.
В своей работе мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляют собой первоначальный этап в работе по социализации детей с особыми образовательными потребностями.
В нашу группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом поступают дети разные как в психическом, так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности; с нарушениями сенсорных систем (слуха, зрения) и речи.
Начиная посещать нашу группу многие дети не умеют пользоваться туалетом, использовать туалетную бумагу, мыть руки, умываться, самостоятельно есть и пить, ну и, конечно же, одеваться и раздеваться.
Типичным для детей с интеллектуальными нарушениями является отсутствие инициативы и самостоятельности. Многие дети боятся воды, неадекватно реагируют на действия педагога по развитию культурно-гигиенических навыков. Из-за физических дефектов развития многие дети даже не могут взять мыло в руки. Для нас главной задачей является развитие и формирование адекватного и положительного отношения ребенка к привитию культурно-гигиенических навыков. Эти же задачи ставит перед нами программа «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» Екжановой, Стребелевой и индивидуальные программы для детей с нарушением интеллекта.
Вот, как мы учим детей с нарушением интеллекта мыть руки.
На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребенок знал места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их от других, и дать понять ребенку, что пользоваться нужно только своими.
Чтобы научить ребенка мыть руки, мы предварительно рассматриваем с ними сюжетные картинки, где изображены: как дети умываются; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой). В своей работе я использую также «живые» картинки, потешки. Рядом с умывальником у нас есть алгоритм (мнемотаблица) мытья рук, к которому мы постоянно обращаемся и место для фотографий детей, как они моют руки.
Сначала все действия по формированию культурно-гигиенических навыков провожу я сама. Очень важно постоянно проговаривать свои действия, названия предметов, сопровождать действия эмоциональным подкреплением: улыбкой, радостным настроением. То есть я комментирую каждое свое действие «Сейчас я буду мыть руки», выделяя голосом словосочетание «мыть руки». «Я открываю кран»- сопровождаю свои действия словами и тд.
На начальном этапе мы моем руки вместе с ребенком, т. е. я мою руки ребенка своими руками. Все свои действия я комментирую и повторяю по несколько раз. Использую эмоциональное подкрепление- рассматриваем пузыри, нюхаем пену, смотрим,как пенка исчезает. Чтобы ребенок быстрее запомнил место для своего полотенца, на шкафчик мы наклеиваем яркую предметную картинку и все время обращаемся к ней. «Вот твое полотенце – рыбка», «Где весит твое полотенце? Вот, где рыбка».
В дальнейшей работе, я постепенно отстраняюсь от детей. Т. е. мы можем вместе с ребенком взять мыло и начать намыливать и в процессе намыливания я постепенно прекращаю свои действия, давая ребенку возможность к самостоятельным действиям.
Приобщая ребенка к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями. Провожу дидактические игры с игровым персонажем, например - Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предлагаю детям помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце и др.); затем мы учим персонажа делать «мыльные перчатки».
Обязательно проводим серию сюжетно-ролевых игр «Помоем ручки Маше», «Маша гуляла- ручки замарала», «Купание малыша». В нашей группе есть интерактивная кукла, которая произносит фразы для стимуляции и организованной последовательности детей мытью рук.
В играх с куклами у ребятишек формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, которое переносится затем на сверстников.
Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении культурно-гигиенических навыков, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его успешную социализацию.
Формирование у детей с особыми образовательными потребностями умений и навыков- это сложный и кропотливый процесс, над которым работает весь коллектив нашей группы: воспитатели, помощники воспитателя, учитель-дефектолог, педагог- психолог. И только тесное сотрудничество и взаимопомощь всех специалистов способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для успешной социализации их в общество.