Евгения Иванова
Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важнейшее условие результативности
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важнейшее условие результативности
В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования. Одной из основных функций образовательного стандарта является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, для их воспитания, интеллектуального и психоэмоционального развития, успешного обучения требует от педагогов целенаправленной, вдумчивой, творческой работы. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, на одно из ведущих мест по значимости выходит принцип системности и комплексности в работе всех специалистов образовательного учреждения. Все индивидуальные особенности, особенности состояния речи, психических функций и соматического здоровья должны быть учтены при планировании работы и реализации этого планирования в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми.
Публикация «Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важнейшее условие результативности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Рассмотрим актуальность тесного взаимодействия специалистов : учителя-логопеда, педагога-психолога и инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на примере работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (1уровень речевого развития).
Термином общее недоразвитие речи определяются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей наблюдаются нарушения формирования всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Несмотря на то, что природа дефекта у детей с общим недоразвитием речи различна, имеются типичные проявления, описывающие системное нарушение речевой деятельности:
1. Позднее появление речи, при этом в условиях отсутствия коррекционно-развивающей работы речевая активность с возрастом падает, малопонятность речи, выраженное отставание экспрессивной речи при кажущемся благополучным ее понимании. Неразвиты или недостаточно развиты все компоненты и стороны речи: лексико-грамматический строй, фонематический анализ и синтез, связная речь, темпо-ритмическая сторона речи, голосовая функция и речевое дыхание, артикуляционная моторика, речевое восприятие, планирование речевого высказывания.
2. По причине неполноценной речевой активности и связи речевых нарушений с другими сторонами психического развития формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ограничено и имеет особенности. Процесс обучения в ощутимой мере осложняется недоразвитием регулирующей функции речи. Это проявляется в импульсивности, неусидчивости, трудностями в выполнении инструкций, снижением мотивации к занятиям, общению, использованию речи. Внимание характеризуется неустойчивостью, недостаточными возможностями его распределения. Качество запоминания и вербальная память снижены, детям трудно- или недоступны сложные инструкции, последовательность заданий. Учитывая то, что в норме сенсорное восприятие формируется под влиянием речи, у детей с тяжелыми нарушениями речи развитие сенсорной сферы характеризуется отставанием и неравномерностью. В связи с недостаточной произвольностью психических процессов эмоционально-волевая сфера детей с нарушениями речи отличается значительной мотивационной незрелостью, бедностью эмоций и эмоционального общения, высокой степенью тревожности и психоэмоционального напряжения.
3. Нарушения двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи проявляются в недостаточной сформированности крупной и мелкой моторики, неловкости, плохой координации движений, замедленности, застревании на одной позе, диспраксиях, дискинезиях, мышечных астенических проявлениях. Также большие трудности представляет выполнение движений по словесной инструкции.
Таким образом, наличие тяжелого речевого нарушения в обязательном порядке является показателем присутствия нарушений в других сферах. В свою очередь нарушения в других сферах также влекут за собой появление и других особенностей развития детей с ограниченными врзможностями здоровья. Именно это обусловливает необходимость разностороннего воздействия, направленного на единый результат коррекционно-развивающей работы.
Литература:
• Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Да-ре]. - М. : Теревинф, 2009.
• Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 1989.
• Мастюкова Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А. Г. Московкиной. — М. : Классике Стиль, 2003.