Елена Григорьевна Быканова
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей очень важно, что в последние годы меняется отношение к детству, провозглашается гуманизация целей и принципов педагогической работы, идет процесс переосмысления обществом и государством отношения к детям с ОВЗ. Общество, наконец-то, осознало правоту слов, сказанных две тысячи лет назад: «Расти должны все цветы…».
Публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Создание специальных групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в детских садах – это признание права ребенка с ОВЗ на полноценное детство. Такая группа на базе МБДОУ № 44 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово была открыта в апреле 1997 года и существует уже 20 лет.
Для того, чтобы способствовать развитию и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка с ОВЗ, в ДОУ созданы следующие условия :
- участие в работе с ребенком широкого круга специалистов (логопеда, психолога, музыкального руководителя, медицинского персонала и др.);
- использование различных моделей интеграции больного ребенка в общество здоровых детей (постоянной, комбинированной и временной);
- многообразие форм организации образовательной деятельности (групповые и индивидуальные занятия с приоритетом последних);
- отбор содержания воспитательной работы в соответствии с двигательными и интеллектуальными возможностями ребенка.
При определении целей, содержания и организационных форм работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата неизбежно возникает вопрос разработки конкретных методов и приемов, которые помогли бы развить понимание речи не говорящим ребенком, вовлечь в подвижную игру детей, передвигающихся с трудом. Пути решения данной проблемы мы попытаемся продемонстрировать на примере одного из видов детской деятельности - изобразительного.
Часть детей занимается с педагогом-специалистом по изобразительной деятельности, вместе со здоровыми детьми. Тем самым мы соблюдаем условие интеграции для более полной реализации ребенком своих возможностей. Особые занятия проводятся с теми, кто в силу физического состояния ограничен в своих возможностях. Если мы во главу угла ставим не наработку технических навыков и не формирование навыка выполнения, а воспитание веры ребенка в свои возможности, то и деятельность организуется по-другому. Целью занятий по изобразительной деятельности становится развитие воображения, осмысление ребенком действительности в образно-графическом измерении. Часть занятий, естественно, посвящена «вхождению в мир искусства» – рассматриванию иллюстраций, репродукций, предметов народного творчества. Но ребенок должен воспринять искусство не как что-то чужеродное, данное только извне, а подойти к осознанию того, что искусство – это отражение человеческого «Я», что оно помогает человеку понять самого себя.
Поэтому для детей с ОВЗ целесообразно использование приема комментированного рисования, который служит и развитию речевой активности ребенка. Педагог сам рисует ситуации, отражающие опыт или фантазии детей, а они в связи с этим вступают в общение, задают вопросы, делают предложения, сообщения и т. д. По окончании рисования ребенок и педагог составляют рассказ по картине.
Очень эффективно рисование методом тычка, когда выполнение рисунка не представляет большой сложности, а акцент делается на создание образа на бумаге и в сознании ребенка. Можно использовать рисование штрихом, создание каких-либо форм методом налепа и т. д. Главные условия в этой работе : способ выполнения должен быть доступен ребенку, а воспитатель должен ребенка заинтересовать (для этого используется весь арсенал средств, который педагог считает нужным). Полезно участие при создании одной работы детей с разными возможностями, это сближает детей, дает повод оказать помощь (например, при создании коллажа «Мурка гуляет» одни дети рисовали кошачьи следы, другие клеили картинки, и все вместе они сочинили историю о кошке, которой не сиделось на месте).
Умственное напряжение, удовольствие, с которым ребенок творит, влечет за собой и формирование технического навыка, конечно, доступного для данного ребенка, Расширяя духовные горизонты ребенка, мы даем ему возможность использовать его силы, его внутренний потенциал для совершенствования движений и расширения их диапазона. Таким образом, при работе с детьми с ОВЗ наиболее актуально проведение комплексных занятий с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В жизни любого ребенка большое место занимает игра, она не только оказывает влияние на весь ход развития, но и в значительной степени способствует формированию движений. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата игровая деятельность ограничена в силу специфики заболевания, поэтому при проведении игр с разнообразными игрушками, строительным материалом, пальчиковых и подвижных игр воспитатель ставит перед собой цель – формирование потребности осуществления доступных двигательных актов, развитие и укрепление предпосылок основных видов движений, развитие координации, подвижности пальцев, сенсорных навыков, эмоциональности. Педагоги включают игры и упражнения для развития моторики во все виды деятельности детей, подбирая их к содержанию темы, сами изготавливают пособия для игр с пуговицами, шнурками, прищепками и т. п., используя методики Марии Монтессори.
При всем разнообразии индивидуальных путей развития каждого ребенка, есть возрастные этапы, в конце которых все дети достигают определенного уровня развития. Это в норме. Специфика работы компенсирующей группы в том, что мы не можем предъявить какие-либо общие требования, не можем стремиться к определенному результату у всех детей. Мы формируем цели и задачи воспитания и обучения только индивидуально, сравниваем ребенка только с ним самим на протяжении определенных периодов, и это сравнение, при использовании описанных выше методов и приемов, дает положительную картину. Успехи, достигнутые детьми, дают нам стимул к дальнейшей работе и уверенность в ее необходимости.