Лучший педагог года

Публичная лекция на тему «Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Наталья Езжалова
Публичная лекция на тему «Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать +Заказ

«Особые» дети…. Приходилось ли вам слышать такое понятие? Все педагоги когда-либо в той или иной степени сталкивались с данным понятием. И, как показывает опыт, «особые» дети всегда вызывают некоторую настороженность и создают в работе педагогов некоторые трудности. Ведь мир «особых» детей немного другой. (Слайд 2).

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Публикация «Публичная лекция на тему „Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка- он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка –допускает лишь своих!

«Особые» дети –это дети с ограниченными возможностями здоровья. Термин «дети ОВЗ в детских садах» появился недавно.

Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».(Слайд 3).

Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?

Каким образом организуется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных организациях?

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого- медико- педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Получение заключения ПМПК – важный этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. (Слайд 4)

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать. Испанский учитель ХМII века Игнасио Эстрада в своё время сказал следующие слова: «Если ребёнок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он умеет»(Слайд 5) Мы, педагоги, должны найти подход к каждому ребёнку.

Здесь же уместно сказать о термине «инклюзивное образование», имеющем самое непосредственное отношение к обучению детей с ОВЗ. В нормативной базе Российской Федерации этот термин впервые появился в 2012 году. Согласно закону «Об образовании» под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Слайд 6).

У детей с ОВЗ существуют эти самые особые образовательные потребности и индивидуальные возможности. Задача педагогов – реализовать потребности детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

В зависимости от рекомендаций ПМПК дети с ОВЗ определяются в дошкольном образовательном учреждении : в группу комбинированной направленности или в группу компенсирующей направленности.

Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети,у которых есть те или иные виды нарушений (т. е. ,дети с ОВЗ, о категориях которых было сказано выше).(Слайд 7).

Группы компенсирующей направленности- это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением. (Слайд 8).

В дошкольном образовании существует Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями, т. е. ребёнком с ОВЗ.

Педагог-психолог (Слайд 9).

организует взаимодействие педагогов;

• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед (Слайд 10).

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;

• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культур (Слайд 11) :

• Осуществляет укрепление здоровья детей;

• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Медицинский персонал:

• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Воспитатель (Слайд 12).

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Всеми специалистами ДОУ в своей деятельности формируется установка:к каждому ребёнку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение. (Слайд 13).

Существуют определённые условия педагогической работы с детьми с ОВЗ. (Слайд 14). Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы : групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:(Слайд 15).

• Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.

• Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

• Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

• Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребёнок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста,.

Доступная среда к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья Доступная среда к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Accessible environment for inclusive education.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное.

ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и решения В последнее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон определяет.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.

Советы родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья • Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность.

«Путешествие в мир образования». Конспект занятия для детей с ограниченными возможностями МУДО Сенгилеевский ЦДТ. П. Д. О. Патрикеева С. В. 19.03.2018г Занятие № 2 «Путешествие в мир образования» (конспект занятия для детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Публичная лекция на тему «Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Опубликовано: 30 августа 2018 в 11:05
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Публичная лекция на тему «Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Езжалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД