Приложение МААМ

Цикл развивающих занятий с педагогом-психологом для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Мальцева
Цикл развивающих занятий с педагогом-психологом для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развивать у старших дошкольников эмпатию, коммуникативные навыки, продолжить психопрофилактику и психокоррекцию агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности.

Основные задачи:

Обеспечить успешную адаптацию детей в группе;

Дать детям представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

Развивать умение чувствовать и понимать друг друга:

Публикация «Цикл развивающих занятий с педагогом-психологом для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Повышать самооценку детей, уверенность в себе;

Воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

Учить детей выделению, анализу и оценке нравственно – психологического аспекта действительности

Развивать творческие способности, воображение;

Развивать любознательность, наблюдательность;

Способствовать сплочению детского коллектива.

Структура занятий :

Постоянный ритуал начала занятий;

Игры – перевоплощения или игры- беседы с обсуждением и анализом ситуаций;

Пластические этюды, игры с элементами изотерапии, музыкотерапии;

Обсуждение занятия

Ритуал прощания.

Занятия проводились по подгруппам.

Ноябрь

Занятие №1

1. Ритуал начала занятия «Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! «Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох- все делают шаг назад.

Вдох – все делают 2 шага вперед, выдох – все делают 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук- шаг назад и т. д.

2. Упражнение «Как меня зовут»

Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое.

3. Пластический этюд «Солнышко»

От ласковых имён стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

4. Игра «дотронься до…»

Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда. Психолог выкрикивает: «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно ориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Психолог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

5. Ритуал окончания занятия «Соединим руки в центре круга»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать единство маленького коллектива.

Занятие №2

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

2. Этюд «Скажи хорошее о друге»

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Обратить внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дать образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка на примере любых жизненных ситуаций.

На одном занятии не брать более 2-х детей.

3. Игра «Найди друга»

Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают пойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

4. Игра «Мяч в руки»

Психолог по очереди бросает мяч каждому ребёнку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего» или «Чем ты любишь заниматься?» или «Чего ты больше всего боишься?»

5. Ритуал окончания занятия «Соединим руки в центре круга»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать единство маленького коллектива.

Занятие №3

1. Ритуал начала занятия «Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! «Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох- все делают шаг назад.

Вдох – все делают 2 шага вперед, выдох – все делают 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук- шаг назад и т. д.

2. Игра «Ветер дует на…»

Со словами «Ветер дует на…» психолог начинае игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучу. «Ветер дует на того, у кого сестра, брат, у кого нет друзей… кто больше всего любит сладкое…и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

3. Этюд «Сочиним историю»

Психолог начинает историю: «Жили – были дети старшей группы одного детского сада…», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он поправляет сюжет истории. Оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

4. Игра «Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях.

5. Ритуал окончания занятия «Соединим руки в центре круга»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать единство маленького коллектива.

Занятие № 4

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

2. Беседа «Как можно пожалеть» (Приложение)

3. Этюд «Скажи хорошее о друге»

4. Окончания занятия. Взяться за руки и передавать, как эстафету, пожатие. Начинает психолог : «Я передаю вам свою любовь, и она идет от меня к Маше, от Маше к саше, от Саши к Юле и т. д. и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что любви стало больше, так как каждый из вас добавил свою частичку любви. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания».

Декабрь

Занятие №1

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

2. Игра – перевоплощение «Бездомному всегда плохо» (Приложение)

3. Этюд «Спаси птенца»

Психолог говорит о том, что в нашей помощи нуждаются разные животные, предлагает спасти маленького птенца:

- Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхание. А теперь раскройте свои ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он прилетит к нам!

4. Конец занятия. Взяться за руки и передавать, как эстафету, пожатие. Начинает психолог: «Я передаю вам свою любовь, и она идет от меня к Маше, от Маше к саше, от Саши к Юле и т. д. и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что любви стало больше, так как каждый из вас добавил свою частичку любви. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания».

Занятие №2

1. Ритуал начала занятия «Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! «Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох- все делают шаг назад.

Вдох – все делают 2 шага вперед, выдох – все делают 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук- шаг назад и т. д.

2. Сказка «Маша и сандалики». (Приложение)

3. Беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки.

4. Этюд «Глаза в глаза» Психолог говорит, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям и вещам. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Психолог предлагает: - Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я не хочу с тобой дружить!»

Этюды дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.

5. Конец занятия. Взяться за руки и передавать, как эстафету, пожатие. Начинает психолог: «Я передаю вам свою любовь, и она идет от меня к Маше, от Маше к саше, от Саши к Юле и т. д. и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что любви стало больше, так как каждый из вас добавил свою частичку любви. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания.

Занятие№3

1. Начало занятия «Комплименты» Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что- то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. При затруднении психолог может подсказать комплимент или предложить сказать что- то «вкусное», «сладкое», «цветочное». Психолог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

2. Беседа «Как можно узнать настроение человека?» (Приложение).

3. Игра «На что похоже настроение?» Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше воспоминанием «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» В конце психолог обобщает: какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и. т. д. Надо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучие.

4. Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».

5. Ритуал окончания занятия «Соединим руки в центре круга»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать единство маленького коллектива.

Занятие№4

1. «Комплименты»

2. Игра – перевоплощение «Ты – маленькое деревце». (Приложение)

3. Пластический этюд «Я – маленький листочек». (Приложение)

4. «Соединим руки в центре круга».

Январь

Занятие№1

1. Начало занятия «Комплименты»

2. Сказка «Приключение Пам – пончика» (Приложение)

3. Беседа по сказке о чувствах детей, о трусости и ее преодолении.

4. Рисование на тему «Какой я есть, когда боюсь, и какой, когда ничего не боюсь».

5. Обсуждение рисунков (сравнение позы, цвета, настроения).

6. Конец занятия. Взяться за руки и передавать, как эстафету, пожатие.

Занятие№2

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

2. Сказка «Пес Барбос». (Приложение).

3. Беседа по сказке о чувствах и отношении детей к герою.

4. Этюд «Сломанная кукла». Психолог говорит, что иногда игрушки ломаются, но им можно помочь.

Предлагает детям изобразить куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, предлагает потрясти всеми сломанными частями одновременно. – А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки медленно, осторожно соединяйте голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Все. Куклу починили сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!

5. Поручение «Поможем нашим игрушкам в группе»

6. Конец занятия. Взяться за руки и передавать, как эстафету, пожатие.

Занятие №3

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

2. Пластический этюд «Солнышко» (Приложение).

3. Игра – перевоплощение «Представь себя облачком, плывущим по небу». (Приложение).

4. Пение песни «Облака, белогривые лошадки» с имитацией движений по представлению.

5. Конец занятия. Взяться за руки и передавать, как эстафету, пожатие.

Занятие №4

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

2. Психолог говорит о том, что часто мы излишне волнуемся, не можем сосредоточиться на чем – то, переживаем, тревожимся. Надо научиться помогать себе. Упражнение «Возьми себя в руки». Психолог говорит: Как только вы почувствуете, что забеспокоились, захочется кого – то стукнуть, что- то кинуть, есть способ доказать себе свою силу: обхватите локти и сильно прижмите руки к груди – это поза выдержанного человека. Упражнение «Врасти в землю». Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, руки сложить в кулачки, крепко сцепить зубы. Вы – могучее крепкое дерево, у которого сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека. Упражнение «Сбрось усталость». Встаньте, расставьте широко ноги, согните их немного в коленях, согните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди, приоткройте рот. Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхните головой, руками, телом. Вы стряхнули всю усталость, чуть – чуть осталось, повторите еще. Упражнение: «Стойкий солдатик». Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы – стойкие оловянные солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто - чем занимается, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Молодцы! Вы - настоящие защитники!

3. Ритуал окончания занятия «Соединим руки в центре круга»

Февраль

Занятие №1

1. Ритуал начала занятия «Доброе животное»

2. Беседа «Как можно поздороваться» (Приложение).

3. Тренинг ритуала общения при встрече с разными людьми.

4. Придумывание детьми и разыгрывание сценок с куклами из жизни детей по проблемам общения. Обсуждение мини – этюдов.

5. Ритуал окончания занятия «Соединим руки в центре круга»

Занятие №2

1. Ритуал начала занятия «Доброе животное»

2. Игра – перевоплощение «Представь себя камнем у дороги» (Приложение)

3. Рассматривание коллекции разнообразных камешков, составление композиций.

4. Работа с пластилином «Мы скульпторы».

5. Ритуал окончания занятия «Соединим руки в центре круга»

Занятие№3

1. Ритуал начала занятия «Доброе животное»

2. Игра – перевоплощение «Пчела защищается вынужденно». (Приложение)

3. Пластический этюд «Цветочек» (Приложение).

4. Конец занятия. Взяться за руки и передавать, как эстафету, пожатие.

Занятие№4

1. Ритуал начала занятия «Доброе животное»

2. Беседа «Поговорим еще раз о настроении» (Приложение) Игра «Встреча эмоций» Психолог раскладывает 2 группы карточек с изображениями эмоций (пиктограммы) и просит детей представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится и та, которая неприятна. Психолог изображает «хорошую», а ребенок «плохую», затем меняются кучками карточек. Идет обсуждение, как можно помирить эмоции.

3. Детям предлагается набор фотографий, иллюстраций, с изображением людей с разным настроением. Ребенку нужно выбрать такое изображение, которому соответствует его сегодняшнее настроение, картинку с изображением настроения мамы, папы, друга. Выбор обсуждается, находится причина.

4. Игра «Тренируем эмоции» Психолог просит детей : - Нахмуриться как : осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница. – Улыбнуться как: кот на солнце, само солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, будто ты увидел чудо. – Позлиться как ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили. – Испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок на которого лает собака. – Устал, как папа после работы, человек, поднявший тяжелый груз, мураве, притащивший большую муху.

5. Конец занятия (хорошее настроение)

Март

Занятие№1

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

2. Продолжение беседы «Что ты знаешь о своем друге»

3. «Что не сможешь один, сделаем вместе». Коллективная работа (рисунок или письмо заболевшему другу, изготовление маленьких сюрпризов к выходу детей после болезни).

4. Другу всегда помогу я в беде. Рядом я буду всегда и везде. Друга не брошу я не предам. Даже игрушку свою ему дам. (Все вместе держат друг друга за руки).

Занятие №2

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

2. Беседа «Что такое конфликт». Игра «Два барана»

3. Рисование на тему «Конфликт».

4. Игра «Тух –тиби -дух», «Ругаемся овощами», «Царевна несмеяна».

5. Другу всегда помогу я в беде. Рядом я буду всегда и везде. Друга не брошу я не предам. Даже игрушку свою ему дам. (Все вместе держат друг друга за руки).

Занятие №3

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

2. Чтение рассказа Ю. Ермалаева «Лучший друг»

3. Рисование «Я и мои друзья в группе»

4. Другу всегда помогу я в беде. Рядом я буду всегда и везде. Друга не брошу я не предам. Даже игрушку свою ему дам. (Все вместе держат друг друга за руки).

Занятие №4

1. Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

2. Беседа «Как мы изменились за год»

3. Пластический этюд «Из семени в дерево»

4. Ритуал окончания занятия «Соединим руки в центре круга».

Публикации по теме:

Цикл занятий-упражнений для детей старшего дошкольного возраста «Мир красок страны Фантазии» Упражнение 1 Цель: учить детей получать новый цвет, при накладывании одного основного цвета на другой, используя названия цвета в речи (зеленый,.

Из опыта проведения педагогом-психологом декады игры в детском садуИз опыта проведения педагогом-психологом декады игры в детском саду Утверждаю : Заведующая МБДОУ №11 «Родничок» г. Тихорецка Савосько О. А. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ДЕКАДЫ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ. Декада проводится с.

Конспект проведения педагогом-психологом занятий «Станция «Позитивная» в рамках дня здоровьяКонспект проведения педагогом-психологом занятий «Станция «Позитивная» в рамках дня здоровья Сценарий дня ЗДОРОВЬЯ в детском саду «РОДНИЧОК» «Станция ПОЗИТИВНАЯ» Ведущая – педагог-психолог Виткова Татьяна Анатольевна Дата проведения.

Методика реализации развивающих художественно-творческих заданий в самостоятельной деятельности старших дошкольников Методика реализации развивающих художественно-творческих заданий в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательных.

Методы, применяемые педагогом-психологом для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения у дошкольников 3–7 лет Социо-игровая педагогика Педагог здесь существует наравне с детьми. Он стремится не научить своих подопечных чему-то (передать им информацию.

Перспективный план занятий по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план занятий по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста. Сентябрь. Тема:"Огонь - друг или враг".

Планирование занятий кружка по оригами «Бумажная сказка» для детей старшего дошкольного возраста Для детей 5- 6 лет. Сентябрь: обследование навыков работы с бумагой Сентябрь - декабрь: освоение базовых форм – заготовок Октябрь: 1 неделя:.

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является.

Программа занятий по психогимнастике с детьми старшего дошкольного возраста Цель: способствовать гармоничному развитию личности ребенка, с учетом психофизиологических особенностей развития детей в старшем дошкольном.

Тематическое планирование по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста вне занятий Тема: Квартира, где мы живем. Речевая деятельность, худ. литература: Составление рассказов «Мои любимые игрушки», составление описательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл развивающих занятий с педагогом-психологом для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 15:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл развивающих занятий с педагогом-психологом для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мальцева (УИ 451579) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД