Лилия Лукьянова
Методы, применяемые педагогом-психологом для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения у дошкольников 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Социо-игровая педагогика
Педагог здесь существует наравне с детьми. Он стремится не научить своих подопечных чему-то (передать им информацию или привить навыки, а создать атмосферу, такие условия, в которых детям хотелось бы узнавать новое и делиться своими знаниями с окружающими, что согласуется с требованиями ФГОС. Также для этого метода характерно отсутствие одной четко поставленной задачи: становится одновременно много задач, чтобы дети могли воспринять их каждый в меру своих возможностей, а с другой стороны, преимущество перед написанной целью всегда имеет настоящая живая потребность здесь и сейчас. Важнее сделать то, что нужно ребенку, чем следовать плану. Не менее важна для результата дела равноправность в заинтересованности.
Публикация «Методы, применяемые педагогом-психологом для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения у дошкольников 3–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Принципы социо-игровой педагогики как будто специально разработаны для организации детских психологически ориентированных групп. Важнейший из них – работа в микрогруппах. Внутри такой группы возникают благоприятные эмоциональные условия для сравнения себя с другими и позиционирования своего опыта. А вместе с тем уходит эффект давления лидера, и каждый может достаточно проявить себя.
Метод конгруэнтной коммуникации
В процессе занятий, построенных по принципу конгруэнтной коммуникации, педагог учит ребенка ориентироваться в своих чувствах и чувствах другого человека, вербализировать свое внутреннее состояние. Для этого необходимо, чтобы происходила стимуляция и поддержка активности собеседника, помощь в поисках решений.
В основе этого метода лежит принцип – видеть ребенка как личность, имеющую право выбора, возможность справляться с проблемой. При этом необходимо доверять ребенку и принимать его чувства. Используется активное слушание, которое позволяет ребенку почувствовать себя увиденным и услышанным, получить необходимое ему внимание. Также применяется такой метод коммуникации, как эффективная похвала. Он строится по определенному принципу. Когда ребенок демонстрирует поведение, которое необходимо подкрепить, педагог, прежде всего, говорит о тех положительных чувствах, которые у него возникают, далее называет само одобряемое поведение, а затем говорит о последствиях, которые это может иметь. Таким образом, ребенок получает возможность отследить, что он делает, получить эмоциональную обратную связь и задуматься о продолжении этого действия. Следовательно, поведение становится дискретным, а некоторые его точки – осознанными.
Важно также использовать методы конгруэнтной коммуникации – я-высказывания и ты-высказывания. Первые позволяют педагогу говорить о своих чувствах. Но при этом немаловажно, что и ребенок вправе испытывать свои чувства. И надо дать ему эту возможность. Осуществляется это посредством употребления ты-высказываний. При этом педагог не спрашивает ребенка о его чувствах, а констатирует их, затем разрешает этому чувству быть, что дает возможность ребенку сориентироваться в своих чувствах, а значит, и задуматься о своем поведении.
Метод недирективной игровой терапии
Игровая недирективная терапия, - это, прежде всего, ненавязчивое присутствие наблюдателя в естественной для ребенка ситуации – игре. При организации деятельности в рамках данной программы отказаться совсем от какого-либо воздействия на своих подопечных, но стараться максимально приблизиться к принципам недирективной терапии вполне по силам каждому.
Опыт игровой терапии – это удобный случай для ребенка изучить себя во взаимодействии с другими людьми (педагогом и участниками группы). Поведение педагога при этом подразумевает подтверждение защиты и безопасности ребенка. Это дает возможность изучить себя через опыт взаимодействия с другими, сравнивать себя с другими. В результате такого опыта самоисследования, саморазвития и самовыражения ребенок учится принимать и уважать не только себя, но и других, использовать свободу с чувством ответственности.
Необходимо обеспечение определенных условий. Прежде всего, это установление контакта. В группе должны быть теплые дружеские отношения. Взрослый должен сделать так, чтобы любой, в том числе и самый застенчивый ребенок был включен в группу. Это не означает принуждения к участию, каждый ребенок группы должен иметь возможность побыть в «домике», выйти из общей деятельности и побыть с самим собой, но при этом не терять положительного внимания со стороны взрослого. Следующее обязательное условие – полное принятие педагогом личности ребенка. Непростым, но очень важным условием создания рабочей атмосферы на занятиях является обеспечение чувства разрешенности у участников. Приобретение ребенком навыка сопереживания, распознавания чувств другого человека напрямую связано с не менее важным умением – понимать себя. Чем лучше маленький человечек ориентируется в собственных переживаниях, тем понятней и доступней для него становится внутренний мир, находящихся рядом людей.
Следует упомянуть еще о двух необходимых для работы группы условиях, это право ребенка решать самому, что делать и во что играть, и минимизация ограничений.
Таким образом, все эти три метода, на основе которых строится работа по развитию эмоциональной отзывчивости и навыков общения, могут в полной мере раскрыть потенциалы детей и стать очень полезными для них.