Папки-передвижки

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр

Ирина Коршунова
Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы

Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является игровая деятельность. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В процессе игры совершенствуется физическое и умственное развитие ребёнка его нравственное развитие, углубляются познавательные процессы: восприятие, память, внимание и речь. В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения. Умелое использование игровой технологии в образовательном процессе облегчает восприятие информации, создаёт привычные для ребёнка игровые контексты, в которых всё легко и знакомо.

Публикация «Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр» размещена в разделах

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Классификация логопедических игр.

- Дидактические игры:

игры с предметами;

настольно-печатные игры;

словесная игра.

-Компьютерные игры:

«Игры для Тигры»;

Мультимедийные презентации.

- ЛЕГО-конструирование.

Игра имеет важные функции:

- функции социализации, коммуникации и самореализации;

- функция получения представлений об окружающем;

- психотерапевтическая функция;

- диагностическая функция;

- коррекционная функция и др.

Важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача.

В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, логопед ставит перед собой следующие задачи:

Широко использовать игры в коррекционной работе, как средство физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

С помощью игры увеличивать потребность ребёнка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

При проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми нарушениями.

Логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребёнка. Должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребёнка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Дидактические игры

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Именно дидактические игры помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности.

Структура дидактической игры:

дидактическая задача;

игровая задача;

игровое действие;

игровые правила;

результат.

Принципы отбора игр для логопедических занятий :

Игра должна опираться на программный материал.

Игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительный и тактильный).

Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игры должны быть понятны детям.

Пособия для игры должны быть внешне привлекательными.

Условия игры и количество пособий, используемых в игре, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.

По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделяется разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т. к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови» используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

Совершенствование системы дошкольного образования требует внедрения комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития.

Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук.

Сочетают в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю скомпоновать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Авторские презентации можно использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:

Образовательные:

развитие навыков языкового анализа и синтеза;

уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам;

развитие грамматического строя речи; развитие связной речи;

развитие орфографической зоркости.

Коррекционные :

развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности;

развитие психических процессов;

развитие тонкой и общей моторики.

Воспитательные:

воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

В 2003г. была разработана специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Автор программы Лизунова Л. Р. к. п. н., гл. методист научно-методического центра специального образования Пермского областного (регионального) института повышения квалификации работников образования.

Программа "Игры для Тигры" позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии (нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга, дислалии (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации* артикуляционного аппарата, ринолалии (дефект звукопроизношения, заикании (нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата., а также при вторичных речевых нарушениях.

Основные принципы, положенные в основу построения программы "Игры для Тигры" :

- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

- игровая форма обучения;

- интерактивность;

- полисенсорное (это учебная деятельность, во время которой в процессе восприятия информации задействованы все органы чувств (слух, зрения, обоняние и др.) воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы (термин, введенный И. П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой–либо одной модальности.) и способствует активизации компенсаторных механизмов;

- дифференцированный подход к обучению.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:

- «Просодика»,

- «Звукопроизношение»,

- «Фонематика»,

- «Лексика».

Каждый блок программы «Игры для Тигры» состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов.

Все упражнения программы построены в игровой форме. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Тигренок объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия.

Современные технические устройства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствуют активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, а также общего психического развития детей.

ЛЕГО - технология - новейшее направление в современном образовательно-коррекционном процессе. ЛЕГО - технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие хорошие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность. ЛЕГО - конструирование направлено на повышение чувства психологического успеха, что доказывает психотерапевтическую значимость данного вида конструктивно-игровой деятельности. Конструктор можно использовать на полу и на столе, применять на уроке, в игре, на занятии и не бояться, при этом, его сломать. Важно уметь использовать игровые приемы ЛЕГО на коррекционных занятиях, т. к. работа с этим конструктором значительно повышает мотивацию у детей, учит созидать, активизирует речь, развивает оптико-моторную координацию. Вот некоторые примеры использования ЛЕГО на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения :

конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок») ;

конструирование определенной буквы, при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука;

конструирование игрушек для игр-звукоподражаний (Л-кораблик, самолет, Р - машинка, Ш- змейки, К- пистолетик,) ;

дифференциация звуков по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого роботов для раскладывания перед ними картинок) ;

при помощи ЛЕГО - конструктора можно моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза;

составление схемы предложения в виде паровозика с длинными и короткими вагончиками (предлогами);

отрабатывая темы словаря, можно предложить детям сконструировать фигурки предложенных предметов (мебель, транспорт) или живых существ. Объемные изображения активизируют фразовую речь, способствуют вербальному творчеству;

использование кубиков ЛЕГО как подставки под картинки.

Таким образом, применение на логопедических занятиях инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует созданию благоприятной атмосферы на занятиях, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным. Это одно из основных требований современной дошкольной педагогики. Ребёнок в детском саду должен пребывать в психологически комфортной среде, дающей возможность личностного развития.

Публикации по теме:

10 самых интересных развивающих игр для дошкольников "Бабочка" (для детей 6-7 месяцев) Оборудование:цветная бумага и нитка Цель игры:развить речевое дыхание и мышление у ребенка Описание игры.

Использование оздоровительно-развивающих игр для профилактики плоскостопия у дошкольников Игра - единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских.

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Изготовление развивающих пособий из подручного материалаИзготовление развивающих пособий из подручного материала В данной работе хотелось бы поделиться с вами опытом изготовления развивающего пособия из линолеума. Думаю, не составит труда найти кусочки.

Конспект НОД воспитателя совместно с учителем-логопедом по обучению грамоте «Лесная школа» в подготовительной группе Задачи: -продолжать обучать детей слоговому чтению в игровой форме; -продолжать учить детей определять количество слогов в слове, называть.

Примерные формулировки для заполнения документов учителем-логопедом. Часть 1 Поведение в ситуации обследования: эмоционально спокоен; на требования реагирует адекватно; беспокоен, в контакт с логопедом не вступает.

Проект развивающих игр для детейПроект развивающих игр для детей Макеты в данном проекте были выполнены вместе с детьми группы «Радуга», для развития кругозора детей в процессе игры «Деревенское подворье».

Программа развивающих занятий с использованием LEGO-конструированияПрограмма развивающих занятий с использованием LEGO-конструирования Программа развивающих занятий с использованием LEGO-конструирования. Наталия Козинцева МКДОУ № 19 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа.

Уголок развивающих игрУголок развивающих игр Развивающая среда в нашей группе построена так, что в ней есть место для сюжетно-ролевых игр, конструктивных, театральных и развивающих.

Семинар для педагогов ДОУ «О мерах, направленных на повышение эффективности работы по аттестации педагогов» Одним из условий модернизации содержания образования является профессиональный и культурный рост педагогических кадров. Поэтому аттестация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр
Опубликовано: 23 января 2016 в 08:49
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Коршунова (УИ 294162) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД