Ольга Трефилова
Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи детей старшей группы с использованием цепного текста
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи детей старшей группы с использованием цепного текста. Цель: повышение уровня развития связной речи через использование цепного текста.
Задачи:
• Коррекционно – образовательные:
- Учить анализировать текст помощью вопросов и ответов;
Публикация «Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи детей старшей группы с использованием цепного текста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
- Формировать умение пересказа текста цепной структуры с опорой на графическую схему;
- Учить передавать содержание текста связно, последовательно, выразительно;
- Развивать грамматический строй речи;
- Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.
• Коррекционно – развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое внимание;
- Развивать общую и мелкую моторику.
• Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к занятиям;
- Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности;
- Умение слушать собеседника не перебивая;
- Воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
Оборудование: ноутбук с проектором, магнитная доска с магнитами, конверт с картинкой-пазл собака, конверт с картинками по рассказу (4 шт не относящиеся к рассказу, схема, мяч, конверт с подарками, указка, картинка черный кот, солнце картонное и прищепки со солнечными зайчиками (смайликами).
Ход занятия
1. Орг. Момент. (в центре зала)
Продумать первые слова (а вы умеете улыбаться доброй улыбкой, хотите вас научу)
«Наша добрая улыбка»
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
2. Проблемная ситуация в центре зала
Рассыпались картинки для книжки (лэпбука) по составлению рассказов
- Ребята, вы знаете что я приехала из другого детского сада? Недавно я научила ребят в своем детском саду пересказывать рассказы по картинкам. Посмотрите на моих ребят (показ фотографии детей на слайде). Им очень понравилось работать с картинками, и когда они узнали, что я поеду к вам в гости, они решили отправить для вас в подарок картинки от рассказа, чтобы вы тоже научились пересказывать рассказ. Посмотрите, у детей три конверта в руках для вас. Вы хотите узнать, какие картинки они вам отправили и что в этих конвертах?
3. Первичное знакомство с текстом.
- Когда я спросила своих деток, какой рассказ вы отправите, они мне положили в конверт ответ. Давайте вместе посмотрим, что они положили в конверт под номером 1. Вот какие мои детки -шутники, всю картинку разрезали. Как же теперь нам узнать, о ком рассказ? (Картинка-пазл собака).
• Игра «Собери пазл» (За столом)
- Так о ком мы будем учится пересказывать рассказ? (О собаке) - А собака какая, опишите мне ее. (Грустная, пушистая, серая, красивая, добрая, спокойная, смелая, доверчивая)
• Читаю рассказ «На автобусной остановке». (За столом)
Соня и Слава стояли на автобусной остановке. На остановке дети ели бутерброды. Вдруг бутерброд заметила голодная собака. Собака внимательно глядела на Славу и Соню. Слава отломил кусок бутерброда и дал его собаке. Собака съела бутерброд и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.
4. Беседа по содержанию. (В центре зала играем с мячом).
- Как звали детей? (Соня и Слава) А где дети стояли? (на автобусной остановке) Что дети делали на остановке? (ждали автобус и ели бутерброды) Кто заметил бутерброд? (голодная собака) на кого смотрела собака (на Соню и Славу) Что сделал Слава? (отломил кусочек бутерброда и дал собаке) что сделала собака, когда съела кусок бутерброда (завиляла хвостом) Кто кому улыбнулся? (Соня улыбнулась Славе)
Предложить детям ответить на вопросы: хорошо ли поступил Слава? А что бы вы сделали на их месте?
Теперь пора открыть конверт под номером 2. (Картинки к рассказу)
• Игра «Найди лишние картинки» (На ковре в центре зала)
Предлагаю детям рассмотреть предметные картинки, относящихся и не относящихся к рассказу.
- Посмотрите и скажите, какие картинки лишние? Вот мои дети проказники, положили лишние картинки! Кого или чего не было в рассказе? (Убрать лишние картинки)
• Игра «Какой картинки не хватает» (тоже на полу)
Я прячу одну картинку, дети должны отгадать какой картинки не хватает.
• Физминутка «Собака» (10-15 мин)
Сделать под музыку (найти)
5. Составление картинок в предложения. (на полу)
• Выкладываем картинки в соответствии с последовательностью рассказа.
- Ребята, давайте расположим картинки так, как говориться в нашем рассказе. (Проговариваем вместе каждое получившееся предложение)
- Ребята, а вы заметили, что у нас есть одинаковые картинки?
После первых двух предложений обращаю внимание детей на "правило дружбы предложений" - предложение заканчивается и следующее начинается на одно и то же слово.
- Эти картинки связывают отдельные предложения в единое целое рассказ. Одинаковые картинки помогут нам понять, чем заканчивается предложение, и с какого слова начинается новое.
• Проводится словарная работа по уточнению значений сложных слов: автобусная остановка, бутерброд.
Автобусная остановка - специально отведённое общественное место, предназначенное для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай).
Бутерброд - представляет собой ломтик хлеба, на который положены дополнительные продукты.
Проговариваются слова (хором и 2-3-я детьми индивидуально) сложные по слоговой структуре.
• Игра «Картинки спрятались»
Картинка «черный кот» загораживает две картинки в двух предложениях (2 и 4)
- Дети, посмотрите, что случилось? (Некоторые картинки исчезли)
- Каких картинок не хватает?
- Если мы не вернем картинки на место, наш рассказ не получится. (Выясняю у детей, можно ли теперь понять о чём идёт речь в рассказе). Давайте вспомним, о чем говорилось в этом предложении. (Дети вспоминают)
- Значит, какая картинка здесь должна быть? (Дети рассказывают те предложения, в которых исчезли картинки)
Дети постепенно восстанавливают текст. Обращаю внимание детей на то, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях и фиксируется двумя одинаковыми картинками. За счёт такого повтора и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ.
6. Знакомство детей с наглядной смысловой программой текста, представленной в виде картинно – графической схемы. (Перенос картинок на магнитную доску)
- Это изображение нашего рассказа. Все квадраты и стрелочки – это слова, а вместе получится предложение. Давайте выложим картинки к первому предложению. Уточняется, что в каждом предложении есть слова-действия (стрелочки). Так заполняются все квадраты.
7. Пересказ детей по предложению с опорой на картинно-графический план.
- Кто готов рассказать весь этот рассказ по картинкам? Пересказ рассказа 1-2 детей
8. Подведение итогов.
(К солнышку прицепить лучики-прищепки с настроением (солнечные зайчики)
Молодцы ребята! Справились с такими сложными заданиями. А для того, чтобы узнать какое сейчас у вас настроение, мы узнаем благодаря этому желтому кругу. Как вы думаете, на что похож этот круг. (На солнышко). А если на солнышко, то чего ему не хватает. (Лучиков). Вот здесь у меня лежат лучики, но вы посмотрите они с кем? Это солнечные зайчики. Одни с улыбкой, довольные, а другие без улыбки, грустные. Возьмите тот лучик, который по вашему мнению подходит для вашего настроения сейчас. Если вы были активны на занятии и поняли, как пересказывать рассказ по схеме, возьмите лучик с улыбающимся солнечным зайчиком. Если вы считаете, что что-то не поняли или не можете пересказать по схеме, возьмите лучик с грустным солнечным зайчиком.
- Какое задание было для тебя сложным, а какое легким?
- Кто тебе понравился в рассказе? Почему?
- Все смогут пересказать этот рассказ?
- Но мы забыли про третий конверт, который послали мои ребята. Посмотрим, что там? (Подарки)
- Мне было приятно работать с вами, вы все молодцы, справились со сложными заданиями, и жаль, что приходиться расставаться с вами. Все картинки и схему, я и мои ребята, вам дарим. И надеемся, что вы научите своих друзей пересказывать этот рассказ. До свидания ребята!
Цепной текст
НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ
Слава и Соня стояли на автобусной остановке. На остановке дети ели бутерброды.
Вдруг бутерброд заметила бездомная собака. Собака стояла недалеко от остановки и внимательно глядела на Соню и Славу. Слава отломил кусок своего бутерброда и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.