Татьяна Уставщикова
Подгрупповое логопедическое занятие на дифференциацию звуков [с]-[ш] с использованием ИКТ «Прогулка с Крошем»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка с Крошем
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы (ФФН).
Цель: учить дифференцировать в речи и на слух звуки С-Ш, закрепить буквы С - Ш.
Задачи.
Коррекционо-образовательные:
уточнить артикуляцию звуков с-ш, упражнять в правильном произношении звуков с-ш в словах и фразе,
закрепить знания характеристики звуков,
создать условия для закрепления навыка чтения слов.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Подгрупповое логопедическое занятие на дифференциацию звуков [с]-[ш] с использованием ИКТ „Прогулка с Крошем“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Развивать фонематическое восприятие, умение дифференцировать звуки С-Ш на слух и в произношении, упражнять в подборе слова с заданным звуком;
развивать чувство языка, умение подбирать слова-рифмы, слова-синонимы;
развивать внимание, память, зрительное восприятие, умение рассуждать и высказывать свою точку зрения.
Воспитательные: воспитывать отзывчивость и любознательность, умение работать в паре, интерес к чтению.
Оборудование: карточки для игры «Почини слово», тетради, ручки, презентация, мультимедийное оборудование.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
«Гимнастика для ума»
Закрепление навыка правильного произношения звука Ш в словах и фразовой речи, создание психологического настроя на занятие.
Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие я хочу начать с необычной гимнастики, - с гимнастики для ума.
Быстро по цепочке отвечайте на мой вопрос:
-Назовите число больше 5 на единицу?
-Часть тела между головой и туловищем?
-Как называются колючки у розы?
- Почему кукушку назвали кукушкой?
- Почему шиповник назвали шиповником?
- Почему наушники назвали наушниками?
- Почему подушку назвали подушкой?
- Почему шахматы назвали шахматами?
Вопрос ко всем: какое слово получится, если соединить два слова: смешные шарики.
2. Сообщение темы занятия. Активизация имеющихся знаний по теме.
Сегодня мы встретимся с вашими любимыми героями. Посмотрите на экран (слайд 1).
Назовите имена смешариков. Какой звук встречается в каждом имени? Дайте его характеристику.
Назовите первый звук в слове «смешарики». Дайте его характеристику.
Чем отличаются эти звуки?
(Индивидуальные ответы
Звук Ш – согласный, глухой, всегда твердый.
Звук С – согласный, глухой, звучит твердо.
При произношении звука С язычок лежит внизу за нижними зубами, губы улыбаются. При произнесении звука Ш язычок поднимается чашечкой, губы «окошечком»).
Сегодня мы будем играть со звуками С-Ш, учиться их правильно слышать и не путать.
Слайд 2. Пройдем по звуковой дорожке, следя за стрелками: стрелка вверх – звук Ш, вниз – тянем звук С.
Дети по очереди «пропевают» звуки С и Ш с опорой на стрелки.
3. Упражнение в подборе слов с заданным звуком.
3 слайд. Вот так хрустел снег под ногами Кроша, который куда –то спешил.
Придумайте слова, какой Крош? Называйте слова со звуками С или Ш. Произносите слова так, чтобы все ребята услышали эти звуки. Составьте предложение.
Дети: Смешной, веселый, шустрый, смелый, быстрый, ушастый, счастливый и т. д.
Составляют предложение, анализируют, выкладывают его схему.
Веселый Крош спешит к Барашу (Совунье, Нюше и т. д.)
4 слайд. Но вдруг Крошу встретился.
Какой был Бараш? Подбирайте слова только со звуком С или Ш.
Дети:Бараш.
Грустный, невеселый, расстроенный. (Возможные ошибки: печальный, огорченный).
-Я могу сказать огорченный? Почему?
Дети:Нельзя, в этом слове нет звука С, Ш.
Вывод. Бараш огорчен, но слово произнести нельзя, потому что мы договорились искать слова со звуками С или Ш. Как сказать по-другому?
5. Проблемная ситуация. Упражнение в подборе рифм. Игра «Найди пару».
Что случилось?- спросил Крош.
-У меня пропало вдохновение!- вздохнул грустно Бараш. –Я не могу писать стихи!
Ребята, как вы думаете, что нужно уметь делать, чтобы получился стих?
5 слайд. Помогите Барашу найти рифму. Посмотрите на экран и подберите пары слов, звучащих одинаково.
Слайд 6. Все молодцы! Бараш немедленно сел писать стихи. А Крош обнаружил в стопке бумаги странные карточки. «Так-так», - сказал Крош. – Какие-то шпионские штучки. Надо разобраться!» Но Бараш так был увлечен, что не обратил на него никакого внимания. Поэтому Крош отправился к самому умному смешарику. К кому? Почему так решили?
Дети:К Лосяшу, потому что он ученый и много знает. У него много книг и есть компьютер, можно все узнать.
6. Проблемная ситуация. Закрепление знания графического образа букв. Развитие зрительного восприятия.
7 слайд. Друг вы мой находчивый, поздравляю - вы нашли очень интересную игру. Но сможете ли вы играть в нее?- произнес Лосяш.
Игрууууу! – обрадовался Крош, он очень любил всякие игры. - Ну, конечно! Говори, что делать!
- Надо починить слова!
Слайд 8. Чинить так чинить!- воскликнул Крош и тут же принес инструменты. Почему вы засмеялись? Что не знает Крош?
Дети:Слова нельзя починить инструментами. Слова состоят из звуков и слогов, их надо говорить или писать.
Нет-нет! – воскликнул Лосяш. - слова нельзя починить молотком и гвоздями. Починить слова может только тот, кто знает буквы.
Крошу очень хочется сыграть в новую игру. Помогите ему запомнить буквы С и Ш.
Слайд 9 -10 . Найдите буквы С среди других и сосчитайте, сколько их.
Найдите все буквы Ш, сосчитайте сколько их.
Работа в группе и индивидуально.
Физминутка. Выполнение стоя, руки вперед. На слог (слово) со звуком ш поднять руки вверх, на звук с опустить вниз. На букву С – присесть, на Ш -встать и потянуться вверх.
7. Объяснение нового способа действия. Работа в парах. Игра «Почини слово»
Объяснение нового задания.
У вас на столах такие же карточки, какие нашел Крош. Попробуйте починить слова. Нужно вставить в квадратик пропавшую букву С или Ш. Внимательно прочитайте слоги на карточках и попробуйте догадаться какое слово у вас должно получиться. Подставьте сначала одну букву, например - с, прочитайте слово целиком и подумайте, можем ли мы так сказать? Если вы считаете, что нет, подставьте другую букву и снова прочитайте.
Работа с карточками в парах (сильный+слабый). Дети вместе обсуждают вариант слова, подбирая правильный. Опора – буквы из разрезной азбуки, вставляемые в окошечко пропущенной буквы. После выбора варианта дети печатают ответ в тетради.
Слайд 11. Проверим вашу работу. На экране вы видите карточки с заданиями. Назовите пожалуйста, какую букву вы поставили и какое слово у вас получилось. Компьютер проверит вашу работу.
Молодцы! Все слова превратились в предметы. Но почему недовольна Нюша? Она требует навести порядок в комнате.
9. Задание на повторное закрепление для детей с трудностями фонематического восприятия.
Слайд 12. Совунья просит вас разложить вещи по полкам в шкаф: на верхнюю вещи со звуком Ш, на нижнюю со звуком С.
Пояснения детей:
В слове мышка звук ш, поэтому ее поставлю на верхнюю полку. Я поставлю сапоги на нижнюю полку, потому что в слове сапоги звук С. И т. д.
Вот теперь,- сказала довольная Нюша, - полный порядок!
10. Рефлексия.
Нам пришло время прощаться с героями. Вспомните, какие звуки мы с вами учились правильно слышать и произносить? Что вам понравилось сегодня на занятии? Что было трудно?
Всем спасибо за работу!