Анна Романенко
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Исходный принцип дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква - это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Речь идёт о навыке звукового анализа слова, который включает в себя умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна и занимает много времени. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
Публикация «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте» размещена в разделах
С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры со звуками и буквами. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребё нку нужно сделать два важных открытия: сначала понять, что речь состоит из звуков, а потом постичь отношения звука и буквы. Ребёнок-дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определённого действия со словом — интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове
(например, СССОН, СОООН, СОННН). Как научить ребёнка такому способу обращения со словом? Ведь здесь как бы исчезает смысл произносимого.
Способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове легче освоить в игре. Это могут быть игры-подражания. Например:
Ты слышал, как жужжат пчёлы? Попробуй пожужжать вот так: ЖЖЖ. Теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы — две пчё лки: «Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивёшь? Я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовым мороЖЖЖеным».
Такие игры, как правило, легко подхватываются ребёнком. Сначала он повторяет за взрослым, а затем и сам находит слова со звеком [Ж], выделяя его и подчёркивая «пчелиным» способом.
Для выделения звука [В] можно разыграть встречу двух машин: «Я ВВВожу оВВВощи. А ты что ВВВозишь? Ты умеешь поВВВорачиВВВать налеВВВо? А напраВВВо? ДаВВВай устроим сореВВВноВВВание — кто лучше заВВВодится: ВВВВВВВВ!»
Звукоподражания можно включать в самые разнообразные игровые сюжеты. Главное, чтобы игровая роль требовала выделения звука. Можно использовать специально подобранные детские стихи, которые могут приучить ребёнка к трудному и непривычному длительному произношению отдельных звуков в словах. Противоестественное для обычной речи интонирование звука [Ш] напрашивается само собой при чтении «Ночных стихов» Э. Мошковской:
Вот пришёл бесшумно Шорох, за широкой нашей шторой.
новостей принёс он ворох, И шептал им что-то Шорох,
и все Шорохи слетелись, что-то страшное, чудное,
и пришёл бесшумно Шелест. что-то тайное, ночное.
Шевельнул рукою Шелест, Разошёлся, расшептался,
и все Шелесты слетелись, а под утро распрощался.
и сошлись со всего света, Шорох вышел, Шелест вышел,
и шушукались до света И шагов никто не слышал.
Когда ребёнок в игровом звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом:
- С какого звука начинается слово «муха»? Протяни первый звук. А есть звук [М] в слове «дом»? В слове «стена»? Какие ещё ты знаешь слова со звуком [М]?
Можно предложить ребёнку поиграть в игру «Цепочка слов» : «Я назову слово, ты определишь, какой звук стоит в конце этого слова, и подберёшь другое слово, которое начинается с этого звука».
Задания, в которых взрослый произносит слова, а ребёнок на слух определяет их звуковые характеристики, следует сочетать с играми, требующими от ребёнка самостоятельность активного поиска слов по заданной звуковой характеристике. Вот пример такой игры «Грузовики». У каждого ребёнка карандаш и бумага. На одном листе грузовик марки [М], на другом листе — марки [Л’]. Каждый грузовик может везти самые разнообразные и неожиданные предметы, но все их названия должны начинаться на нужный звук. Так в кузове грузовика [М] ребёнок рисует мыло, мармелад, малину, мышку. Этот грузовик поедет к маме, в магазин, в Москву. Грузовик [Л’] загружается люстрами, лимонами, лебедями, лягушками. и едет в лес, в Липецк.
Взрослый, ведущий игру, должен учитывать, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, хотя они обозначаются одной буквой. О назначении букв ребёнок ещё не знает, но замечает различие твёрдого и мягкого звука. Различение ребёнком мягкости и твёрдости согласных чрезвычайно важно для последующего овладения техникой чтения. Если в добуквенный период ребёнок научится свободно переходить от твёрдого согласного звука к его мягкой паре (и обратно, то у него позже не вызовет затруднения самый сложный шаг начального обучения чтению — слияние двух букв в слог.
Ребёнку необходимо понять разницу между гласными и согласными звуками. Гласные можно петь, их произношению ничего не мешает: рот приоткрыт, губы, зубы и язык не препятствуют свободному выходу воздуха. Наиболее лёгкими для выделения являются ударные гласные звуки. Ребёнку можно предложить позвать своих кукол, зверят так, чтобы голосом ударить самый громкий гласный звук в слове. При произнесении согласного звука, на пути у воздуха возникает преграда (губы, зубы или язык, и он не поётся.
После того, как ребёнок научился определять первый и последний звук в слове, различать твёрдую и мягкую пару согласного звука, выделять ударный гласный звук, можно переходить к наиболее сложной задаче звукового анализа — определению полного звукового состава слова. Для того, чтобы ребёнок научился устанавливать последовательность звуков в слове, нужно начать с самых простых коротких слов и, главное, фиксировать результаты звукового анализа с помощью специальных фишек. Затем дети учатся различать длинные и короткие слова и делить слова на части — слоги. Анализировать следует только те слова, у которых написание не отличается от звучания.
Элементы обучения грамоте можно вводить на других занятиях: подбери 3 слова со звуком [Н], подбери столько слов со звуком [Х], чтобы их было на одно меньше (на математике); слепи из пластилина любой овощ, в названии которого есть звук [Р].
Ребё нок может допускать ошибки: пропускать звуки, путать твёрдые и мягкие согласные и т. д. В этих случаях можно использовать не прямую подсказку, а произнесение слова с ошибкой. Слыша искажённое слово, ребёнок, как правило, сам может исправить свою ошибку. Но если это не получается, взрослый должен дать образец правильного длительного интонирования, вызвавшего у ребёнка затруднение. Умышленная провокация взрослого — это особый приём, который можно применять, как только у ребёнка начинает что-то получаться. Этот приём не только создаёт дополнительный игровой азарт, но воспитывает сознательное волевое внимание ребёнка — то, чего чаще всего не достаёт даже самым развитым и подготовленным к школе первоклассникам. Исправляя умышленные ошибки взрослого (или игрушечного персонажа, например, Незнайки, ребёнок готовится к самоконтролю — к исправлению и предотвращению собственных ошибок.
Письменная речь — это надстройка, своеобразное отображение, кодирование устной речи. Чтение есть не что иное, как озвучивание графических значков. Видя такой значок, ребёнок должен произнести то, что этот знак обозначает. Современное звуко-буквенное письмо отображает звуковой состав устной речи. Чтобы пользоваться буквами, ребёнок должен ясно представлять, что зашифровано в каждом из тридцати трёх графических значков. Практически все согласные буквы обозначают два звука: твёрдый и мягкий. Видя согласную букву, мы не знаем, какой звук нужно произнести — твёрдый или мягкий.
На мягкость или твёрдость согласного звука указывает следующий за ней гласный. Для того, чтобы прочесть, озвучить согласную букву, мы забегаем глазами вперёд и смотрим на следующую за ней гласную. Проводя пальчиком под буквой, надо произносить не её алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Стандартная детская азбука, где каждая буква соотнесена с каким-то определённым предметом («Б» - барабан, «М» - машина, может вызвать у ребё нка ненужные ассоциации и привести к недоразумениям: обезьянка, сидящая возле буквы «О», может способствовать тому, что ребёнок, говорящий «[А]безьянка», долго будет путать буквы «А» и «О».
Вводя буквы, нужно давать только их печатные образцы. Начертанию письменных букв ребёнка научат в школе. Постановка почерка требует от обучающего взрослого особой компетентности, а от ученика — достаточно развитых тонких движений кисти руки и пальцев. Маленькому ребёнку легче запомнить и воспроизвести начертание букв, если перед ним не лист бумаги и карандаш, а пространство стола, на котором можно выложить буквы из палочек, или нарисовать их водой, песок или снег, где легко рисовать прутиком или пальчиком, пластилин, из которого можно вылепить букву. Моторный образ буквы сложится у ребёнка раньше, если он будет просто обводить большую печатную букву сначала указательным пальчиком, а потом - карандашом или ручкой, но здесь нужно начинать с совместного движения, держа руку ребёнка в своей руке.
Когда ребёнок научится читать слоги, а за ними слова, ему всё ещё нужна помощь взрослого. У самого ребёнка слова никак не складываются в предложения, смысл только что прочитанного слова тут же теряется, потому что всё внимание пока поглощено процессом соединения звуков. Переход от чтения слов к чтению текста — это длительный процесс. На этом этапе допустимо сопряжё нное чтение: когда взрослый читает вместе с ребёнком, или чуть-чуть опережает его, подсказывает ближайший звук или слог, читает основной текст, а для ребёнка оставляет чтение заключительной рифмы в стихотворении.
Грамота и чтение уже стали интересны и доступны ребёнку, но ещё слишком велик разрыв между реальными читательскими возможностями и усилиями, которых требует самостоятельное чтение книг. Ребёнок научился соединять буквы в слоги. Слог является на первых порах единицей чтения. Если добуквенный период не был пройден слишком поспешно, то в слоговом чтении ребёнка нет так называемого «рубленого» чтения, напоминающую отрывистую армейскую команду. Ребёнок читает слова протяжно, медленно, как бы перетекая от одного слога к другому. «Рубленое» чтение затрудняет переход от слогового чтения к чтению целыми словами. Не надо стремиться в этом возрасте и к беглому чтению.
Обучая ребёнка грамоте, необходимо учить его фантазировать, быть внимательным и критичным, контролировать себя и других развивать детскую любознательность. Нужно разбудить в ребёнке интерес к слову, к языку и его законам. Особое внимание нужно уделять развитию устной речи детей, правильному произношению звуков.