Светлана Черная
Перспективно-тематическое планирование в старшей группе «Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД Подготовка к обучению грамоте
Сентябрь
НОД Программное содержание Литература
1 неделя
Тема: «Радуга» (с. 1)
Знакомить детей с цветами радуги и последовательностью их расположения. Уточняем и закрепляем знания о цветах, не входящих в радугу. Учим ориентироваться на листе бумаги, понимать словосочетания: вверху листа и внизу листа; справа от и слева от; за ним и между ними. Развиваем зрительное и слуховое внимание, фонематический слух; учим выделять первый звук в слове.
Темочки:
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 17
2 неделя
Тема: «Разноцветные колпачки» (с. 2,3)
Знакомим ребенка с названиями пальцев. Учим определять и называть их как на самой руке, так и на ее изображении. Развиваем слуховое и зрительное внимание, координированность и точность мелкой моторики. Учим ориентироваться на листе бумаги, закрепляем понимание и правильное употребление словосочетаний, над которыми работали в игре «Радуга», а также словосочетаний: слева направо, справа налево; в середине (в центре) листа; в левом верхнем (в правом верхнем» в левом нижнем, в правом нижнем) углу листа.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 18
3 неделя
Тема: «Разноцветные кружочки»(с. 4)
Повторяем названия цветов радуги. Учим рисовать круг непрерывной линией, ориентироваться на листе бумаги и описывать расположение картинки. Учим правильно подбирать относительные прилагательные, согласовывать их с существительными.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 19
4неделя
Тема: «Веселые человечки» (с. 5)Развиваем зрительное и слуховое внимание ребенка. Закрепляем правильное называние частей лица человека: ухо — уши, глаз — глаза, щека — щеки и т. д. и знание их предназначения. Продолжаем учить ориентироваться на листе бумаги. Закрепляем знания цветов и их оттенков.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 20
НОД Подготовка к обучению грамоте
Октябрь
Тема недели НОД Программное содержание Литература
1-я неделя
Тема: «Наша речь» (с. 6)
Учим понимать, что такое устная и письменная речь. Учим рассказывать, что ребенок увидел (нарисовал) на картинке. Развиваем зрительное внимание. Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 20
2-я неделя
Тема: «Слово, предложение, рассказ» (с. 7,8)
Знакомим ребенка с тем, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Знакомим со схемой предложения; учим по этой схеме определять начало и конец предложения, количество слов в предложении. Учим составлять предложения по заданной схеме. Развиваем зрительное внимание. Учим дорисовывать картинку по точкам и аккуратно ее раскрашивать.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 21
3-я неделя
Тема: Звук и буква «А» (с. 9)
Познакомить со звуком «А» - гласным звуком. Познакомить с условным обозначением звука «А» - красный квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «А». Познакомить с буквой «А» как знаком звука «А», не допуская смешения понятий звук и буква. Дать понятие о том, что звук и буква «А» могут находиться в начале, в середине, в конце слова. Учить соотносить схему слова с названием предмета. Учить интонационно, выделять звук «А» в словах.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 22
4-я неделя
Тема: «Найди лишнюю ягоду»; «Банки с соком и вареньем»; «Буква рассыпалась» (с. 10)
Учим ребенка по нецветным изображениям узнавать знакомые ягоды. Закрепляем названия ягод: брусника, клубника, малина. Закрепляем понятия лесные ягоды и садовые ягоды. Тренируем ребенка в определения звука А и его места в слове (начало, середина, конец). Закрепляем образ буквы, количество элементов, входящих в нее, ее правильное написание.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 23
НОД Подготовка к обучению грамоте
Ноябрь
НОД Программное содержание Литература
1-я неделя
Тема: Звук и буква «У» (с. 11)
Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить с гласным звуком «У». Познакомить с условным обозначением звука «У» - красный квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «У». Дать понятие о том, что звук и буква «У» могут находиться в начале, в середине, в конце слова. Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Учить интонационно, выделять звук «У» в словах. Развивать фонематический слух.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 23
2-я неделя
Тема: «Собери грибы в корзинку»; «Кто как кричит?»; Обведи правильно написанную букву» (с. 12)
Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб, сыроежка, боровик (белый гриб, мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 23
3-я неделя
Тема: Звук и буква «О» (с. 13)
Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить с гласным звуком «О». Познакомить с условным обозначением звука «О» - красный квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «О». Дать понятие о том, что звук и буква «О» могут находиться в начале, в середине, в конце слова. Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Учить интонационно, выделять звук «О» в словах
Е. О. Астафьев «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 24
4-я неделя
Тема: «Осенняя картина» ; Грустный и веселый»; «Буквы сломались» (с. 14) Закрепляем знание признаков «золотой осени». Учим ребенка видеть их на черно-белой картинке. Учим выделять звук О и определять его место в слове. Учим подбирать слова к заданной звуковой схеме. Закрепляем образ и написание заглавных букв А, О, У. Учим не путать верхние и нижние элементы букв.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 24-25
НОД Подготовка к обучению грамоте
Декабрь
НОД Программное содержание Литература
1-я неделя
Тема: Звук и буква «И» (с. 15) Познакомить с гласным звуком «И». Познакомить с печатным написанием буквы «И». Учить читать слоги и слова. Учить различать твердые и мягкие согласные. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 26
2-я неделя
Тема: «Помоги повару»; «Ослик» (с. 16) Закрепляем обобщающие понятия овощи и фрукты. Учим узнавать знакомые предметы, изображенные контуром. Закрепляем знание названий и окраски овощей и фруктов. Учим выделять звук И и определять его место в слове. Учим угадывать задуманное слово по его первой и последней букве. На примере слова ОВОЩИ показываем, что некоторые слова звучат и пишутся по-разному (говорим [оващи], а пишем овощи).
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 26-27
3-я неделя
Тема: Звук и буква «М» (с. 17) Познакомить детей с согласным звуком «М». Познакомить с условным обозначением звука «М» - синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «М». Закреплять умение соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Учить читать слоги. Учить проводить звуковой анализ слов (дифференцировать гласные и согласные). Учить выделять в слове ударный слог, ударный гласный звук.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 27
4-я неделя
Тема: «Собачка и корова»; «Собери слоги в мешки»; «Урожай»; (с. 18)Учим составлять и записывать слоги: АМ, УМ, ОМ, МА, МУ, МО, сравнивать слоги-слияния и неслияния, составленные из одних и тех же букв. Закрепляем умение зарисовывать схемы слогов. Учим подбирать слова, начинающиеся с заданного слога: МА — малина, МУ — муха, МО — море (предлагаются слоги-слияния).
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 28
НОД Подготовка к обучению грамоте
Январь
НОД Программное содержание Литература
2-я неделя
Тема: Звук и буква «П» (с. 19)
Познакомить детей с согласным звуком «П». Познакомить с условным обозначением звука «П» - синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «П». Закреплять умение соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.
Е. О. Астафьев «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 18
3-я неделя
Тема: «Листопад»; «Прочитай и напиши слоги»; «Мышка»; Зверек, где твой кружок?» (Деление слов на слоги) (с. 20, 21)
Знакомим ребенка с мягким слиянием на примере анализа и синтеза слога ПИ. Учим записывать схему этого слияния. Учим образовывать от междометия глагол (ПИ! — пищит). Закрепляем правильное написание букв П, И. Учим находить их среди других букв, выделять правильно и неправильно написанные буквы. Учим ребенка делить слова на слоги. Закрепляем умение выделять гласные в слове. Объясняем правило определения количества слогов по количеству гласных в слове. Учим проверять это правило с помощью руки Учим рисовать слоговую схему слова и записывать в ней гласные. Закрепляем умение узнавать и раскрашивать знакомые предметы, изображенные контуром.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 29
4-я неделя
Тема: Звук и буква «Т» (с. 22)
Познакомить детей с согласным звуком «Т». Познакомить с условным обозначением звука «Т» - синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «Т». Закреплять умение соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 30
НОД Подготовка к обучению грамоте
Февраль
Тема недели НОД Программное содержание Литература
1-я неделя
Тема: «Каждой вещи — свое место» («Вешалка»); «Тапки «Найди спрятавшуюся букву «Т»(с. 23)
Закрепляем обобщающие понятия верхняя одежда, обувь, головные уборы. Учим находить на картинке предметы, в названиях которых есть звук «Т», определять место этого звука в слове, его мягкость или твердость; закрепляем умение определять количество слогов в слове и подбирать к слову его слоговую схему.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 31
2-я неделя
Тема: Звук и буква «К»(с. 24)
Познакомить детей с согласным звуком «К». Познакомить с условным обозначением звука «К» - синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «К». Закреплять умение соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 33
3-я неделя
Тема: «Разгадай ребус»; «Какая птица лишняя?»; «Забавная птица»; «Ударение» (с. 26)
Учим разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа слов на примере слов КИТ, КОТ. Учим сравнивать слова. Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написанные необычно, и уточнять, в чем необычность их написания. Повторяем пройденные гласные и согласные буквы, дифференцируя их. Закрепляем написание буквы К.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 34
4-я неделя
Тема: Звук и буква «Х»(с. 27)
Познакомить детей с согласным звуком «Х». Познакомить с условным обозначением звука «Х» - синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «Х». Закреплять умение соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 35
Подготовка к обучению грамоте
Март
НОД Программное содержание Литература
1-я неделя
Тема: «Вот так зверь!»; Хитрые буквы»; «Какая буква лишняя?»(с. 28)
Закрепляем обобщающее понятие дикие звери ваших лесов. Закрепляем знание о том, что есть хищные и травоядные звери. Учим ребенка образовывать прилагательные: лисий, волчий, заячий, беличий. Учим различать звуки и буквы X — Т, закрепляем правильное написание этих букв. Закрепляем умение выделять первый звук и букву в слове.
Е. О. Астафьев «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 35-36
2-я неделя
Тема: Звук и буква «С» (с. 29)
Познакомить детей с согласным звуком «С». Познакомить с условным обозначением звука «С» - синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «С». Закреплять умение соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 36
3-я неделя
Тема: «Кто лишний?»; «Путешествие с буквой «С»; «Кто я? Узнай меня» (с. 30) Учим ребенка читать слоги и слова протяжно, не прерываясь на букве и слоге. Тренируем в определении твердых и мягких слияний, звуков, не попавших в слияние. Учим подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему. Учим детей читать слоги и слова протяжно, не прерываясь на букве и слоге. Тренируем в определении твердых и мягких слияний, звуков, не попавших в слияние. Учим подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 37
4-я неделя
Тема: Звук и буква «З» (с. 33)
Познакомить детей с согласным звуком «З». Познакомить с условным обозначением звука «З» - синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «З». Закреплять умение соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 40
Подготовка к обучению грамоте
Апрель
Тема недели НОД Программное содержание Литература
1-я неделя
Тема: «Какое слово последнее?» (Ребусы); «Слова – близнецы»; «Снежинка» (с. 34) Учим детей разгадывать и самостоятельно составлять ребусы. Учим звуко – буквенному анализу и синтезу слов на примере слов: коза, коса, оса. Закрепляем умение диферинцировать «З» и «С».
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 40
2-я неделя
Тема: Звук и буква «Н» (с. 35)
Познакомить детей с согласным звуком «Н». Познакомить с условным обозначением звука «Н» - синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «Н». Закреплять умение соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 41
3-я неделя
Тема: «Он, она, они»; «Слово-перевертыш» (Ребус); «Узнай и напиши»; «Кормушка» (с. 36, 37)
Учим ребенка разгадывать ребус со «словами-перевертышами», читающимися как обычно и справа налево. Учим самостоятельно составлять подобные ребусы. Продолжаем работать над звуко-буквенным анализом и синтезом слова. Закрепляем обобщающее понятие зимующие птицы. Учим узнавать и правильно раскрашивать знакомых птиц (синица, голубь, сорока, воробей, ворона, ласточка, дятел). Учим понимать и правильно употреблять предлоги: над, под, в, на, за, перед, у (около). Продолжаем учить ребенка выделять среди данных предметов лишний и уметь объяснять свой выбор.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 42-43
4-я неделя
Тема: Звук и буква «Ы» (с. 31)
Познакомить с гласным звуком «Ы». Познакомить с условным обозначением звука «Ы» - красный квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «Ы». Дать понятие о том, что звук и буква «Ы» могут находиться в начале, в середине, в конце слова. Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Учить интонационно, выделять звук «Ы» в словах. Развивать фонематический слух.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 38
Подготовка к обучению грамоте
Май
Тема недели НОД Программное содержание Литература
2-я неделя
Тема: «Искусство и культура» Тема: Тема: «На птичьем дворе»; «Зонт»; «Где спряталась буква?» (с. 37)
Учим ребенка образовывать множественное число существительных. Развиваем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на примере слов зонт, зонты. Учим составлять и разгадывать ребусы. Развивая зрительное восприятие, продолжаем тренировать в выполнении рисунка по точкам. Закрепляем умение узнавать очертания буквы «Ы», не путать ее с похожими буквами.
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем»Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 39
3-я неделя
Тема: Звук и буква «Б» (с. 38) Познакомить детей с согласным звуком «Б». Познакомить с условным обозначением звука «Б» - синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «Б». Закреплять умение соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 44
4-я неделя
Тема ««Зимние забавы»; «Нарисуй и сосчитай»; «Найди буквы и подпиши картинки» (с. 39)
Учим ребенка правильно согласовывать существительные с числительными до 5. Учим дифференцировать парные согласные звуки Б — Пи определять, какую букву следует писать на конце слова: дуб, гриб, сноп. Тренируем ребенка в различении звуков Б — П написании букв б, п
Е. О. Астафьева «Играем, читаем, пишем» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2018 Стр. 44-45