Лучший педагог года

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в поисково-исследовательской деятельности в раннем возрасте (1 фото)

Елена Турбина
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в поисково-исследовательской деятельности в раннем возрасте
▼ Скачать +Заказ

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в поисково исследовательской деятельности в раннем возрасте.

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в поисково-исследовательской деятельности в раннем возрасте

Турбина Елена Сергеевна

2 слайд

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Публикация «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в поисково-исследовательской деятельности в раннем возрасте» размещена в разделах

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность – это внутреннее побуждение к новой деятельности; способность к самостоятельным активным действиям.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей.

3 слайд

Ребенок неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Любознательность ребенка проявляется в том, что малыш:

• активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

• быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

• с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

• подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

• радуется своим открытиям, стремится, поделится ими со взрослыми.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек.

Формирование навыков самообслуживания – первая ступень формирования самостоятельности, как качества личности, в раннем возрасте.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: наблюдение, которое питает детский опыт, показ действия, пример взрослого, удобная одежда и обувь, игра, которая даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д.

Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек, рассматривание иллюстраций, картин, вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?») Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Игра является ведущей деятельностью детей. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

(4, 5, 6, 7, 8 слайд) Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.

У детей раннего возраста сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Игры с водой не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без.

(слайд 9) Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития личности детей. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, такие как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Она дает возможность ребенку ощутить себя мастером и творцом.

Коммуникативная деятельность - является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;

— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;

— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

(слайд 10) Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы в поисково – исследовательской деятельности являются познавательные занятия, на которых дети знакомятся с предметами, их свойствами, пополняют представления об использовании их в самостоятельной деятельности.

Например, можно провести познавательное занятие: «Одежда» у кого какого цвета одежда, для чего нужен карман на рубашке или платье, как правильно надеть колготки, или что делать, если не получается застегнуть пуговицы на манжетах. «Мебель» какая мебель нас окружает, как она используется в жизни людей и т. д.

(слайд 11, 12,13,14) элементарные опыты с водой, песком, крупой, шариками, мыльными пузырями и красками занимательны, эмоционально окрашены, надолго остаются в памяти и ребенок хочет повторять их снова и снова, получая всё новы опыт.

(слайд 15) для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо :

• предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

• не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

• проводить все режимные моменты в эмоциональном положительном настроение, избегать ситуации спешки и поторапливания детей.

• отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четка исполнять правила поведения всеми детьми;

• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

• поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

По созданию предметно-пространственной среды способствующей развитию самостоятельности, нами были оборудованы следующие центры активности детей: (слайд 16)

1. Центр «Песок-вода» В центре «Песок-вода» дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомили детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляли элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивали мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их. Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.

В качестве познавательного материала для экспериментирования детей раннего возраста созданы разнообразные модули с застёжками-молниями, липучками.

2. Центр «Сенсорное развитие» Дидактические материалы использовали для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей. (слайд 17) Наполняемость периодически меняли. Всё это способствовало обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию самостоятельности.

Развивающая среда в группе не может быть завершенной, она изменяется по теме недели и формирует познавательную активность.

Исходя из вышесказанного воспитание самостоятельности у детей раннего возраста возможно при помощи предоставления ребенку свободы выбора, особой позиции педагога, специально подготовленной среды.

(слайд 18)

А своё выступление я хочу закончить словами Льва Семеновича Выготского «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Цель:познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы; формировать элементарные представления о плавучести предметов.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в поисково-исследовательской деятельности в раннем возрасте
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 14:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в поисково-исследовательской деятельности в раннем возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Елена Турбина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД