Ирина Сомнина
Пластилинография и объемная лепка как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:"Пластилинография и объемная лепка как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста"
Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет большую роль в овладении учебными навыками. Большинство первоклассников испытывают трудности от школьных нагрузок из-за неполного развития костно-мышечной мускулатуры рук. Слабую, неокрепшую руку ребёнка необходимо развивать. Существует большое количество подходов к решению проблемы развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Обратившись к пластилинографии и объёмной лепке, я объясняю это её большими воспитательно - образовательными возможностями. Пластилинография, как синтез рисования, лепки и аппликации, способствует развитию творческих способностей, воображения, развивает усидчивость, терпение, прилежание, аккуратность, внимание, выступает одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук.
Публикация «Пластилинография и объемная лепка как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Моторика - это вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена необходимостью развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста. Однако в практике дошкольных учреждений развитию у детей мелкой моторики рук не отводится должного внимания и в методических пособиях раскрыты слабо.
Педагогическая идея проекта заключается в поиске средств оказания помощи воспитателям дошкольных образовательных учреждений в использовании пластилинографии и объемной лепки в качестве эффективного способа развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Объект проектирования – развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта – изучить особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста; составить сборник материалов по использованию пластилинографии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью вытекают следующие задачи проектирования:
1. Изучить психолого-педагогические подходы к проблеме развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать конспекты деятельности по развитию мелкой моторики;
3. Частично апробировать подобранный материал в работе со старшими дошкольниками.
Тип проекта: педагогический
Характер проекта: междисциплинарный (групповой).
Методы проектирования:
теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.
практические методы: наблюдения, тестирование.
Прикладная ценность проекта: разработанный проект по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе пластилинографии и объемной лепки может найти широкое применение в практике дошкольных образовательных организаций и способствовать эффективности развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста в процессе пластилинографии и объемной лепки.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его могут использовать в своей практике педагоги ДОУ в качестве средства развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Пластилинография и объемная лепка это средство решения психолого-педагогической проблемы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Рисование пластилином является не обязательным в программе дошкольного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких мероприятий с детьми. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Руки детей подготавливаются к овладению учебными и трудовыми умениями и навыками.
рука ребенка физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев.
одним из важных моментов в развитии старших дошкольников, является ориентировка на листе бумаги
основой ориентировки в пространстве, является умение определять правую и левую стороны туловища
знакомить с понятиями верх-низ, сзади- спереди
развитие функции рук и речевой функции человека должно идти параллельно и взаимосвязано
игры с пальчиками, массаж созданные нашей народной педагогикой так же имеют развивающее, оздоравливающее воздействие.
Таким образом, развитие функции рук и речевой функции человека должно идти параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Необходимо обратить внимание, что этот факт должен использоваться в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
"Пластилинография" (от "графия" - создавать, изображать, "пластилин" - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла) – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные на горизонтальной поверхности.
Объемная и рельефная лепка – это вид художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материалами. Это процесс создания объемного и полуобъемного (рельефного) пространственного изображения, отражающего многие предметы, объекты окружающей жизни.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности. Очень хорошо помогают развивать мелкую моторику упражнения, пальчиковые игры, резиновые мячики гладкие и с шипами, прищепки, мешочки с бусинками, камушками, фасолью, бобами.
Виды пластилиновой живописи : аппликация на стекле, аппликация из целых деталей, пластилиновые картины.
Рисовать пластилином можно разными способами. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.
Мир объемной лепки. Предметный материал объемной лепки представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе, и жгуте, которые называются исходными формами.
Этапы объемной лепки включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Дети быстро привыкают к условностям и со временем легко справляются.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания
4. Контроль исполняемого действия. Подход и показ совершенного действия каждому ребенку вблизи.
5. Если действие оказалось сложным, следует вновь возвратиться к этапам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном.
6. Если следующий этап предусматривает исполнение уже изученного действия, то можно просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие и напомнить способы исполнения.
Основные приемы лепки пластилином
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Данный сборник конспектов совместной деятельности представлен для педагогов дошкольных учреждений, руководителей кружков дошкольного образования, а также родителей по использованию пластилинографии и объемной лепки в работе с дошкольниками для развития мелкой моторики пальцев рук.
Конспекты совместной деятельности составлены с учетом возрастных физиологических, познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов позволяет педагогам и родителям достичь успехов в формировании изобразительных умений и навыков, развитии мелкой моторики пальцев рук.
Рекомендации по организации совместной деятельности с детьми:
1. Предоставлять ребёнку больше самостоятельности
2. Не критиковать неумелые действия, чтобы не подорвать веру ребёнка в собственные силы
3. Выражением одобрения способствовать стремлению детей добиваться лучшего результата в своих работах
4. Образовательная деятельность должна содержать игровые ситуации и действия
5. Разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское утомление
6. Во избежание нарушения осанки осуществлять строгий контроль за посадкой ребёнка во время совместной деятельности.
Рассмотрим один из конспектов совместной деятельности.
Тема: "Цветок огонек"
Цель: изображать комнатное растения по трафарету в технике пластилинографии.
Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска.
Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
В процессе деятельности важно не забывать об отдыхе в виде физкультминуток и пальчиковых игр
В рекомендациях для родителей. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество, ручной труд прочно входили в жизнь семьи.
Участие родителей всегда стимулирует работоспособность детей и повышает интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики.
Для этого родителям нужно помочь освоить некоторые знания при работе с пластилином :
- Организация выставок творческих работ
- Изготовление фотоальбома с поделками
- Практикумы, мастер классы
- Ознакомление с педагогической литературой
- Подбор материала для папок - передвижек
- Консультации для родителей
Заключение
Занятия по пластилинографии и объемной лепкой положительно влияют на развитие мелкой моторики. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность.
Таким образом, движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил сделать вывод, что пластилинография и объемная лепка являются одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и данный сборник направлен на развитие мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники работы с пластилином.
Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Дети хорошо осваивают различные технологические приёмы и способы работы с пластилином, повышается интерес к работе с пластилином, дети проявляют стремление к успешному завершению своих творческих работ.
Составленный сборник конспектов совместной деятельности окажет хорошую помощь для воспитателей и родителей в развитии мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме
Спасибо за внимание.