Татьяна Бухарина
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста».
Зачем нужны пальчиковые игры.
«Руки – это видимая часть
полушарий головного мозга»
Э. Кант
Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
«Развитие движений руки способствует развитию речи»
Академик В. М. Бехтерев
«Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование мелкой моторики рук способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи : языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.»
М. М. Кольцова – доктор медицинских наук
«. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Академик И. П. Павлов
В работе с детьми по развитию мелкой моторики при помощи пальчиковых упражнений и дидактических игр я ставлю перед собой цели:
способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;
повысить уровень речевой компетентности детей,
добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.
Целевые ориентиры:
Развивать творческие способности;
активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой;
формировать усидчивость;
создавать эмоциональный положительный настрой;
развивать чувствительность всех органов;
знакомить с сенсорными эталонами;
развивать наглядно-образное мышление, внимание, память;
работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве;
формировать умение выполнять действия с предметами, правильно держать ручку, карандаш, формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
Условия эффективности работы по развитию мелкой моторики
работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Этапы разучивания игр:
Взрослый сначала показывает игру малышу сам;
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе
кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;
прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
кастаньеты для отстукивания ритма;
шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
«моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика, к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;
грецкие орехи и шишки, шарики «су-джок»; для массажа;
крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
сетки для раковины и разноцветные ленточки;
«липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Группы пальчиковых игр
1 группа. Упражнения для кистей рук.
-Эти упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.
-С их помощью детей учат расслаблять и напрягать мышцы кистей рук.
-С их помощью детей учат переключать внимание детей с одного движения на другое.
Примеры игр: «Заготовим капусту»
«Месим тесто»
«У оленя дом большой»
«Ловкие руки» (с губкой) и т. д.
2 группа. Упражнения для пальцев условно-статические.
-С их помощью совершенствуют полученные ранее навыки.
Примеры упражнений: «Ножницы»
«Очки»
«Коза»
«Зайка»
«Кошка» и т. д.
3 группа. Упражнения для пальцев динамические.
-С их помощью развивают точную координацию движений.
-С их помощью учат сгибать и разгибать пальцы рук.
Примеры упражнений: «Семья»
«Пальчики здороваются»
«Этот пальчик хочет спать»
«Мы делили апельсин» и т. д.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребё нка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.
Пальчиковый игротренинг по темам
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т. п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей. Предложенные игры сначала можно использовать как самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.
Проводя пальчиковые игры на выкладывание фигур и предметов, мы развиваем у детей захват указательным и большим пальцем, совершенствуем движение «глаз-рука», развиваем воображение. Выкладывать фигуры можно с помощью пуговиц, счётных палочек, спичек, геометрических фигур, крупы и т. д.
В работе по развитию мелкой моторики очень эффективно использовать театрализованные игры :
-пальчиковый театр,
-перчаточный театр,
-настольный театр,
-бибабо.
Работа с родителями
Ознакомить родителей с целями и задачами, с планом работы.
Привлечь родителей для сбора материалов для работы по формированию мелкой моторики, организовать помощь в изготовлении игр и пособий.
Пригласить родителей на открытые занятия, проведение мастер-классов.
Подготовить папку передвижку для ознакомления родителей с пальчиковыми играми.
Данные игры помогают развитию мелкой моторики, развивают речь, звукопроизношение, интонационную выразительность речи.