Папки-передвижки

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста

Татьяна Бухарина
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста».

Зачем нужны пальчиковые игры.

«Руки – это видимая часть

полушарий головного мозга»

Э. Кант

Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Публикация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

«Развитие движений руки способствует развитию речи»

Академик В. М. Бехтерев

«Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование мелкой моторики рук способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи : языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук

М. М. Кольцова – доктор медицинских наук

«. развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».

Академик И. П. Павлов

В работе с детьми по развитию мелкой моторики при помощи пальчиковых упражнений и дидактических игр я ставлю перед собой цели:

способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;

повысить уровень речевой компетентности детей,

добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.

Целевые ориентиры:

Развивать творческие способности;

активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой;

формировать усидчивость;

создавать эмоциональный положительный настрой;

развивать чувствительность всех органов;

знакомить с сенсорными эталонами;

развивать наглядно-образное мышление, внимание, память;

работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве;

формировать умение выполнять действия с предметами, правильно держать ручку, карандаш, формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.

Условия эффективности работы по развитию мелкой моторики

работа должна быть систематичной и постоянной;

-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребенку радость.

Этапы разучивания игр:

Взрослый сначала показывает игру малышу сам;

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;

Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;

Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;

Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе

кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;

прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);

клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;

кастаньеты для отстукивания ритма;

шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

«моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика, к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;

грецкие орехи и шишки, шарики «су-джок»; для массажа;

крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;

сетки для раковины и разноцветные ленточки;

«липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);

макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

Группы пальчиковых игр

1 группа. Упражнения для кистей рук.

-Эти упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.

-С их помощью детей учат расслаблять и напрягать мышцы кистей рук.

-С их помощью детей учат переключать внимание детей с одного движения на другое.

Примеры игр: «Заготовим капусту»

«Месим тесто»

«У оленя дом большой»

«Ловкие руки» (с губкой) и т. д.

2 группа. Упражнения для пальцев условно-статические.

-С их помощью совершенствуют полученные ранее навыки.

Примеры упражнений: «Ножницы»

«Очки»

«Коза»

«Зайка»

«Кошка» и т. д.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические.

-С их помощью развивают точную координацию движений.

-С их помощью учат сгибать и разгибать пальцы рук.

Примеры упражнений: «Семья»

«Пальчики здороваются»

«Этот пальчик хочет спать»

«Мы делили апельсин» и т. д.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребё нка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

Пальчиковый игротренинг по темам

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковые игры, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т. п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей. Предложенные игры сначала можно использовать как самостоятельные, а затем включать в пальчиковые развлечения.

Проводя пальчиковые игры на выкладывание фигур и предметов, мы развиваем у детей захват указательным и большим пальцем, совершенствуем движение «глаз-рука», развиваем воображение. Выкладывать фигуры можно с помощью пуговиц, счётных палочек, спичек, геометрических фигур, крупы и т. д.

В работе по развитию мелкой моторики очень эффективно использовать театрализованные игры :

-пальчиковый театр,

-перчаточный театр,

-настольный театр,

-бибабо.

Работа с родителями

Ознакомить родителей с целями и задачами, с планом работы.

Привлечь родителей для сбора материалов для работы по формированию мелкой моторики, организовать помощь в изготовлении игр и пособий.

Пригласить родителей на открытые занятия, проведение мастер-классов.

Подготовить папку передвижку для ознакомления родителей с пальчиковыми играми.

Данные игры помогают развитию мелкой моторики, развивают речь, звукопроизношение, интонационную выразительность речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении.

Пальчиковые игры-лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольника Родительское собрание в младшей группе «Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольника» МБОУ РСШ Филиал.

Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Паспорт проекта Название проекта: «Пластилиновая радуга» Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук Гвозди. Одна рука – «молоток» (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у дошкольниковПальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у дошкольников В последнее время педагоги и родители часто слышали о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему.

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых.

Пальчиковые игры — лучший способ развития мелкой моторики у дошкольников. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому, развитие речи.

Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаИзобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Разрешите представить Вашему вниманию презентацию моего опыта работы по теме "Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой.

Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Журнал для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» В этом выпуске:Значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2015 в 18:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бухарина (УИ 14476) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД