Елена Карпусь
Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции.
Функцию – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения.
Нарушения слуха, и как следствие – речевые нарушения откладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Обследование неслышащих детей выявило, что у большинства воспитанников наряду с общей соматической ослабленностью, замедленным развитием моторных функций речи наблюдается отставание в двигательной сфере.
Публикация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилинография, пластилин
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При формировании устной речи у детей с нарушениями речи важно помнить, что именно в дошкольный период звуковая сторона речи развивается наиболее интенсивно, а главное именно в это время она успешно поддаётся коррекции. С чего начать? У детей имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.
В настоящее время педагоги, специалисты коррекционных учебных заведений, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.
Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга.
Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори.
Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, техник, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь. Для развития мелкой моторики мы предлагаем использовать пластилинографию.
Пластилинография – вид изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. А основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Рисование пластилином – занятие не только очень приятное, но и полезное. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:
Развитию познавательной активности.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Обогащению словаря.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином воспитатель проводит словарную работу с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание.
Развитию творческих способностей.
Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Развитию тактильной и термической чувствительности пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Формированию элементарных математических представлений о счете, размере, величине.
Развивитию сенсорных эталонов.
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. На I – м году обучения происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.
Воспитанию усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
Развитию художественного творчества, эстетических чувств.
Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
При разработке годового тематического планирования по годам обучения отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться- – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, животные, обитатели подводного царства. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Каждая новая работа базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). При создании пластилиновых картин следует придерживаться определенной методики.
В пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование речи, художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста.
Методическое пособие для педагогов дошкольных специальных (коррекционных) организаций образования состоит из:
1. Пояснительной записки.
2. Методических рекомендаций.
3. Годового тематического планирования по годам обучения.
4. Конспектов занятий с учетом специфики работы с неслышащими детьми дошкольного возраста.
5. Образцов работ.
Апробация показала, что дети достигли следующих результатов:
Возрос интерес к собственной изобразительной деятельности;
Совершенствовались изобразительные навыки;
Повысился уровень речевой активности;
Кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений.