МААМ-картинки

Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР

Наталья Николаевна Мусина
Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.

Публикация «Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Кроме этого развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук,поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение, как для развития ребенка, так и для подготовки его к обучению в школе.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. П. Бехтерева и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

И. М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. "Мне даже кажется, что я никогда не думаю словом, а всегда мышечными ощущениями" [17]. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.

В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка ее развития.

Р. Е. Левина-выдающийся педагог и психолог занимаясь изучением недостатков письма у детей с речевыми нарушениями указывала, что грамотное написание, очевидно, определятся не только знанием правила. Оно подготавливается еще задолго до его прохождения опытом устного общения и обобщений, возникающим в речевом опыте. У детей с недоразвитием речи опыт речевого общения слишком беден. Нарушение письма у этой категории детей следует рассматривать как вторичное явление, зависящее от недоразвития устной речи, а не как самостоятельное изолированное нарушение.

Отдельные приемы работы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития описаны Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, при моторной алалии - Н. И. Кузьминой, Т. Б. Рождественской. Доктор медицинских наук, профессор М. М. Кольцова в книге "Ребенок учится говорить" подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка.

Она также делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. [12] Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Для изучения этого вопроса большую работу провела Л. В. Фомина. Она работала с детьми от 10 месяцев до 1г. 3 месяцев. Дети разделены на 3 подгруппы. В каждой из них занятия проводились по особому плану. В результате, звукопроизношение у детей при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось получить много раньше, (в 7 раз быстрее, чем в 1-ой группе) но оно оказалось и более совершенным.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции руки и речи. При травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачиваются не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики такие как М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, В. В. Цвынтарный, Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко, А. К. Толбанова и др. [17]

Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

Как только появляется возможность брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую (девять - десять месяцев, активное манипулирование приобретает главную роль в деятельности ребенка.

К данному возрастному этапу различные функциональные системы приходят с разной степенью зрелости, совершенства.

Одни уже оформились и начинают модифицироваться, другие только начинают формироваться.

В этом и заключается принцип гетерохронности, т. е. неодновременности созревания отдельных функциональных систем мозга.

Например, зрительное восприятие совершенствуется быстрее, чем слуховое или вкусовое, а способность понимать обращенную речь возникает гораздо раньше, чем умение говорить.

Из этого следует, что гетерохрония нарастания скоростей проведения связана с усложнением двигательных функций. Схема "лицо - руки - ноги - руки" соответствует основным этапам моторного развития ребенка. А также нарастание скоростей предшествует формированию новой функции. В этом проявляется принцип опережающего обеспечения функции, который характерен для развивающейся нервной системы.

Теория функциональных систем рассматривает организм как сложную интегративную структуру, состоящую из множества функциональных систем, каждая из которых своей динамической деятельностью обеспечивает полезный для организма результат, утверждал П. К. Анохин.

Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, "Сорока", не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания – застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Особенности речевого развития детей с ОНР.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р. Е. Левиной и коллективном научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60 годах XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позицией системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от строения компонентов речевой системы.

Р. Е. Левина выделила и подробно описала разные категории детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь у детей с первично сохранным интеллектом и нормальным физическим слухом. Такое системное нарушение получило название "общее недоразвитие речи" (ОНР) .[18]

Выявленные Г. В. Чиркиной (2003) особенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, несформированных способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенностях поведения (нет заинтересованности в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм) В психолого-педагогическом описании ОНР выделяется три вида.

Рассмотрим уровень развития речи детей ОНР 3 и 4 вида, они, как правило являются воспитанниками детских садов общего и комбинированного образца. Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет.

В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны.

Дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается.

К числу ошибок словоизменения относятся: смешение в косвенных падежах окончаний существительных; замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода; ошибки в падежных окончаниях имен существительных; неправильное соотнесение существительных и местоимений; ошибочное ударение в слове; не различение вида глаголов; неправильное согласование прилагательных с существительными; неточное согласование существительных и глаголов.

Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Перестановки звуков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, сложных по слоговой структуре слов[9].

Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются

Словарный запас этих детей ниже, чем у детей с нормой как по количественным, так и качественным показателям. Так, дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но они недостаточно различают изменение значений, обусловленных употреблением разных приставок. Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, составление сложных слов им практически почти недоступны. Недостаточно усвоены детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня обобщающие слова: транспорт, обувь, профессия и т. Они нередко заменяют родовые понятия видовыми: деревья—елочки, головные уборы—шапка; вместо малознакомых слов употребляют словосочетания: дупло—белка тут живет; грядка—огурчики тут растут; кран—здесь ручки моют.

То есть нарушения речевой деятельности при ОНР III уровня у детей старшего дошкольного возраста затрагивают все стороны. Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи:

во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;

во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Виды работы с детьми по развитию мелкой моторики у детей

Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами.

Это обстоятельство особенно важно учитывать при формировании у детей сложных и жизненно важных навыков, к числу которых, несомненно, принадлежит и речь. Развитие тонкой ручной моторики ребёнка должно начинаться с раннего детства. Сначала упражнения могут носить пассивный характер. Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребёнка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, "Сорока", применять пальчиковые игры,не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания – застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. ВВ. Цвынтарный опираясь на исследования института физиологии детей и подростков АПН разработал и предложил массу игр на развития мелкой моторики-это и пальчиковые игры и манипуляция со спичками и счётными палочками[17]

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезание, аппликация, а также вырезание разных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок, аппликация из тканей и природного материала. Аппликация (от латинского слова "прикладывание") - интересный вид художественной деятельности - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные платины, всевозможная материя (бархат, атлас, шёлк, высушенные листья. В последние годы одним из популярных материалов аппликации являются салфетки. Ассортимент бумажных салфеток, богатство их расцветок, мягкость, эластичность, интерес детей, лёгкость и доступность работы даёт толчок фантазии и желанию работать с этим материалом. Салфеточная декоративная аппликация включает в себя работу с однотонными и цветными салфетками – в технике «Декупаж». Особенность техники наклеивания в работе с бумажной салфеткой,заключается в том,что клей наносится не на салфетку,а на лист. Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной. Например, лепестки цветка прикрепляются только у середины, а концы его отстают от фона. Это придает большую выразительность изображению. Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества.

Ребята могут, как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д

Исследователи детского творчества подчеркивают необходимость овладения техникой, основой грамотности для создания образа, для развития способности к изображению. «В руке живописца,-отмечает А. Г Ковалёв известный советский педагог и психолог,-синтезированы,или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщёнными умениями, закрепленными в системе движений».[6]

Занятия аппликацией способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

Письмо – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими, контролировать их. При этом возраст 6-7 лет является главным для развития кисти рук.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

В процессе изо творчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

На занятиях изобразительной деятельностью,в совместной деятельности воспитателя и детей,на интегрированных занятиях с логопедом, детей можно познакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий.

Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки («Ленточки красные, длинные, красивые»). Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребенок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль взрослого (воспитателя, логопеда) в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки (мяч большой, круглый, красный). Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение аппликации, но и на развитие восприятия воображения. Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен воспитывать у них эстетическое отношение к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности [12],что в свою очередь ведет к овладению и развитию всех компонентов речи.

Список литературы:

1 Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. [Текст]- СПб. : КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).

2. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. [текст] М., 1988г.

3. Болотина Л. Г., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. [текст]М., 1997

4. Воспитатель ДОУ №4- 2008г стр92-98

5. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству[текст] :Пособие для педагогов дошк. учреждений/С. М. Вайнерман[и др]-М. ;Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001.-224с.

6. Гусакова М. А. Аппликация : Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». [Текст]- М. : Просвещение, 1997.

7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. [Текст]- М. : Издательский центр «Академия», 1998.

8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: [текст] Акцидент, 1996

9. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990

10. Кольцова ММ Рузина МС Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг[текст]-Екатеринбург;У-Фактория,2004

11. Ковалёв А. Г. Воспитание ума,воли и чувств у детей. [текст] ;-Минск

Нар. Асвета. ,1974-143 с.

12. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [текст]- М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

13. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). –[текст] Ростов Н/ Д: Феникс, 2002.

14. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей : Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) – [текст]М. : Просвещение, 1987.

15. Ковалев Н. Е и др., "Введение в педагогику"[текст]-М. : Просвещение. ,1964

16. Кольцова ММ Рузина МС Ребёнок учится говорить[текст] . Пальчиковый игротренинг-Екатеринбург:У-фактория. ,2004

17. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л. В. Русскова)[текст] - М. : Просвещение, 1986.

18. Пантелеева Л. В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л. В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. – [текст]М. : Просвещение, 1987.

17. Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду[текст] (Под ред. М. А. Васильевой, Гербовой В. В., Комаровой Т. С.). : Мозаика –Синтез 2005г. ,-208 стр

18. Филичева ТБ ЧиркинаГВ. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. [текст] - Москва: «Айрис-Пресс», 2004.

19. ЦвынтарныйВВ Играем пальчиками и развиваем речь [текст]-Спб. ;М. ,Лань1997-32с

20. Ребёнок в детском саду[текст]№4-2011г стр. 84

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста». Зачем нужны пальчиковые игры. «Руки – это.

Проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Паспорт проекта Название проекта: «Пластилиновая радуга» Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего.

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей Актуальность и проблемность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики.

Консультация «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребёнка раннего возраста» Воспитатель МАДОУ ЦРР ДС№462: Баранова И. Н., первая квалификационная категория Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет или упражнения для.

Игры с нетрадиционным материалом как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Данная презентация раскрывает важность развития мелкой моторики рук и показывает, в какие игры с нетрадиционным материалом можно играть.

Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаИзобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Разрешите представить Вашему вниманию презентацию моего опыта работы по теме "Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста 1 слайд. Добрый день. Вашему вниманию представляю творческую презентацию на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Журнал для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» В этом выпуске:Значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 25 января 2016 в 22:11
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Мусина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД