olga
Планирование по формированию сенсорных процессов и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по формированию сенсорных процессов и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития
СЕНТЯБРЬ
1-я неделя. Детский сад.
Цель:- воспитывать любовь к детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам, уважение к сотрудникам, желание помогать, доставлять им радость;
- употребление в речи неполных ответов (использование существительных единственного и множественного числа в именительном падеже).
2-я неделя. Овощи и фрукты.
Публикация «Планирование по формированию сенсорных процессов и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
Цель: - употребление в речи неполных ответов (использование существительных Единственного и множительного числа в косвенных падежах);
- формировать бережное отношение к природе;
- закреплять представление о том, где растут овощи и фрукты и что необходимо для их роста, о свойствах и признаках овощей и фруктов (цвет, форма, величина, об использовании их человеком, .-подбирать и группировать предметы по цвету путем подбора по образцу. -группировать предметы по форме. Соотносить фигуру определенной
формы с предметом такой же формы. - соотносить и сравнивать предметы по величине.
- закреплять приемы совмещения, наложения и приложения,
- упражнять детей в различении овощей и фруктов на вкус.
3-я неделя. Дом, семья. Цель: - вызвать интерес и национальный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам;
- знать членов семьи и ближайших родственников;
- формировать уважительное и заботливое отношение к своим близким;
- уметь отвечать на вопросы о семье, определять родственные отношения.
- договаривание предложений по картинкам (использование существительных в именительном падеже множественного числа);
- составление предложений по картинке (по образцу);
- преобразование предложений (использование глаголов единственного и множественного числа).
- употребление притяжательных прилагательных с суффиксом -ин.
ОКТЯБРЬ
1-я неделя. Игрушки. Цель: - продолжать воспитывать у детей привязанность к детскому саду,
- вызвать желание рассказать о своих любимых игрушках в детском саду, о том, как дети с ними играют;
- договаривание предложений по картинкам (использование существительных в родительном падеже множественного числа);
- составление предложений по сюжетным картинкам (с помощью вопросов)
- развитие сенсорных процессов:
* закреплять умение определять предмет по цвету, форме, величине
* сравнивать, соотносить, группировать предметы по данным свойствам и признакам.
* развитие тактильно-двигательного восприятия (узнавать на ощупь игрушку)
2-я неделя. Ранняя осень.
Цель: - формировать представление о состоянии растений осенью,
- дать знания о плодах, семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений,
- уточнить представление детей об условиях жизни растений и животных
- Развитие сенсорных процессов:
* различать и правильно называть цвета и их оттенки путем подбора по образцу
* группировать предметы по форме
* сравнивать предметы по величине
- договаривание предложений по картинкам (использование существительных в родительном падеже множественного числа со словом «много»).
-составление короткого рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов
3-я неделя. Дикие и домашние животные.
Цель: - учить узнавать и называть животных, различать их по среде обитания, по особенностям поведения, повадкам. Загадки о животных.
- развитие знаний об окружающем мире
- развитие сенсорных процессов (подбирать и группировать предметы по цвету и величине,
- развитие зрительного восприятия, памяти.
- развитие тактильно-двигательного восприятия.
- составление коротких рассказов по сюжетным картинкам (по образцу, -активизация словаря
4-я неделя. Перелетные птицы.
Цель: -знакомить с разновидностями птиц, их средой обитания, особенностями повадками. Загадки о птицах.
- развитие знаний об окружающем мире
- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету и величине,
- развитие зрительного восприятия, памяти, -развитие связной речи
- составление коротких рассказов о птицах.
НОЯБРЬ
1-я неделя. Транспорт.
ЦЕЛЬ: - развитие знаний об окружающем мире
- учить детей распознавать разновидности транспортных средств (наземный, подземный, водный, воздушный)
-закреплять правила поведения в транспорте - развитие сенсорных процессов (подбирать и группировать предметы по цвету, форме, величине путем подбора по образцу)
-развитие связной речи
-составлять короткий рассказ на тему: «Как мы едем в детский сад (поликлинику, в цирк)».
2-я неделя. Поздняя осень.
Цель: -итоговая беседа об осени;
-обобщить и систематизировать знания детей об осени -учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме -воспитывать бережное отношение к растениям и животным -различать и правильно называть цвета и их оттенки путем подбора по образцу -группировать и сравнивать предметы по цвету, форме и величине
- развитие грамматического строя речи
3-я неделя. Посуда.
Цель: -развивать знание об окружающем мире
-продолжать воспитывать у детей интерес к творчеству человека
через знакомство с его деятельностью -дать представление о материалах и технологии изготовления посуды (стекло, пластмасса) -развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, осязания
- подбирать, сравнивать, группировать предметы по цвету, форме, величине
-развитие связной речи -составление рассказа-описания (по заданному плану).
4-я неделя. Продукты питания.
Цель: -развивать знание об окружающем мире
-называть и различать продукты питания, знать их назначение -формировать представление детей о правильном питании, какие продукты полезны и необходимы для человеческого организма
- развивать зрительное восприятие, внимание, память
-подбирать, сравнивать, группировать предметы по цвету, форме, величине
-пересказ образца с изменением времени действия -развитие грамматического строя речи
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. Начало зимы.
Цель: -отметить изменения в природе с приходом зимы
-отметить приспособленность окружающего мира к зимнему периоду
-развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предметы по цвету, форме, величине)
-развитие тактильно-двигательного восприятия (на ощупь) -составление короткого рассказа по сюжетной картинке (с использованием распространенных предложений) -стихи о зиме, загадки о зиме.
2-я неделя. Мебель.
Цель: -развивать знание об окружающем мире
-дать представление о материалах изготовления (дерево, металл, стекло)
-ознакомить со свойствами материалов и их применением
- развивать зрительное восприятие, внимание, память
- развитие сенсорных процессов (группировать, сравнивать и соотносить предметы по цвету, форме, величине)
-закреплять приемы совмещения, наложения, приложения -развитие тактильно-двигательного восприятия (на ощупь)
-составление короткого рассказа на тему: «Моя комната (квартира)»
- активизация словаря
3-я неделя. Зима. Зимующие птицы.
Цель: -развивать знание об окружающем мире
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память
-развитие знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания повадках, особенностях, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц
- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету и величине)
-развитие связной речи
-составление рассказа по серии сюжетных картинок: «Кормушка для птиц», «Зимующие птицы»
4-я неделя. Новогодний праздник.
Цель: -вызвать у детей эмоциональный отклик
-вызвать у детей интерес к подготовке и участие в праздничных мероприятиях
-развитие речи, памяти, внимания
- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету, форме, величине и вкусу)
-участие в новогодних праздниках. Стихи, загадки, песни о
Зимушке-зиме,
-инсценировка сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
ЯНВАРЬ
1-я неделя. Зимние забавы и развлечения.
Цель: -вызвать у детей эмоциональный отклик
-рассказы о новогодней елке по плану, используя сенсорные
1. Где и с кем ты был на елке?
2. Опиши елку.
3. Какой костюм был самым красивым?
4. Что запомнилось на празднике?
5. Какой подарок ты получил?
2-я неделя. Профессии.
Цель: -закреплять знания о том, что такое труд, работа, профессия; их необходимость и значение
-формировать у детей элементарную профориентацию
-подбирать предметы по форме, величине
-называть цвет предметов и их оттенки
-активизировать словарь детей
-составление вопросов к сюжетным и предметным картинкам
3-я неделя. Комнатные растения.
Цель: - сформировать у детей представление о дифференцированной потребности комнатных растений (влаголюбивые, засухоустойчивые)
-развивать зрительное восприятие, внимание, память, обоняние
-развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять предмет по цвету, форме, величине и запаху). Сравнивать, группировать, соотносить предметы по данным свойствам и признакам
-развитие связной речи
-составление краткого описания комнатных растений (по опорным словам)
4-я неделя. Зимующие птицы.
Цель: —развивать знание об окружающем мире
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память
- закрепление знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания, повадках, особенностях, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц
- развитие связной речи
- составление предложений по картинкам
- пересказ прослушанных рассказов о зимующих птицах
- составление по серии сюжетных картинок «Синичка»,
«Воробей», «Снегирь», «Ворона».
ФЕВРАЛЬ
1-я неделя. Зима. Дикие животные. Как звери зимуют.
Цель: -расширить представление о жизни животных в лесу, приспособленности к зимнему периоду
-загадки о животных
-развитие речи детей
-пересказ и инсценировка сказок
-составление короткого описательного рассказа, используя
2-я неделя. Животные наших лесов
Цель: -уточнить представление детей об образе жизни лисы, волка, зайца, белки и других животных
- формировать представление детей о приспособленности животных к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость
-беседы с детьми
-составление коротких описательных рассказов по темам: «Лиса»,«Заяц», «Волк», «Медведь», используя сенсорные свойства и признаки предметов. -пересказ коротких рассказов, инсценировка сказок
3-я неделя. Зима.
Цель: -обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе,
-закрепить знания об особенностях существования растений зимой
-обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой
-формировать эстетическое отношение к зимним явлениям
-развитие связной речи
-пересказ рассказа К. Ушинского «Проказы старухи-зимы»
-описательные рассказы о зиме с опорой на картинки, используя сенсорные свойства и признаки предметов.
МАРТ
1-я неделя. Ранняя весна. Первоцветы. Праздник 8 Марта.
Цель: -отметить изменения в природе с приходом весны: увеличен светового дня, таяние снега, возвращение птиц, оживление природы, появление травы, первоцветов
-стихи о весне, загадки
-развитие речи детей
-составление описательных рассказов: «Подснежник», «Весна (по плану, используя сенсорные свойства и признаки предметов.
-вызвать у детей эмоциональный отклик
- вызвать у детей интерес к подготовке и участие в праздничных мероприятиях к Дню 8 Марта (разучивание стихов, песен о маме, изготовление подарков)
2-я неделя. Природа весной.
Цель:- активизировать словарный запас детей
-составление рассказов о весенней природе, рассматривание картин
- учить составлять вопросы о прочитанных рассказах и рассмотренной картине, используя сенсорные свойства и признаки предметов
3-я неделя. Перелетные птицы.
Цель: -развивать знание об окружающем мире
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память
-развитие знаний детей о разновидности птиц, их среде обитания, повадках, особенностях, условиях их жизни цвету и величине)
-развитие связной речи -пересказ коротких рассказов
-коллективное составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»,
-описание перелетных птиц (по предметным картинкам)
4-я неделя. Весна. Сад, парк, лес, луг.
Цель:- уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы, растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы
-учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда
-вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы
-развитие связной речи
-чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»
-учить задавать вопросы по содержанию и пересказывать по плану, используя сенсорные свойства и признаки предметов
АПРЕЛЬ
1-я неделя. Весна. Цветы цветут.
Цель: - развивать знание об окружающем мире
-развивать зрительное восприятие, внимание, память, обоняние
-ознакомить с разновидностью цветов (садовые, луговые, полевые)
-уметь описывать цветы
- развитие сенсорных процессов (закреплять умение определять цветы по форме, цвету, величине и по запаху)
-учить составлять вопросы по содержанию предметных картинок (описание цветов)
2-я неделя. Насекомые.
Цель: -систематизировать представление детей о многообразии насекомых -учить составлять группы по разным основаниям:
*.особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы,
*местам обитания (наземные, водные)
* способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие,
прыгающие)
-закрепить знания об общих признаках насекомых,
-учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания
-активизировать словарь детей
-краткое описание насекомых по плану, используя сенсорные свойства и признаки
3-я неделя. Наш город.
Цель: -прививать любовь к родному краю
-уточнять знания о родном городе,
-продолжать знакомить с достопримечательностями
-знать символику Республики
-знать национальную одежду, обувь, утварь, предметы быта, кухню
-ознакомить с выдающимися людьми (народные умельцы, писатели, художники, скульпторы, артисты, певцы)
-развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, сенсорных процессов (группировать предметы по форме, сравнивать и соотносить предметы по цвету и величине, вкусовым качествам)
-составить рассказ-описание о своем городе (выбор лучшего)
4-я неделя. Школа.
Цель: - воспитывать любовь к школе; доброжелательное отношение к сверстникам, уважение к старшим
-развивать диалогическую и монологическую речь
-описывать школьные принадлежности, используя сенсорные свойства, признаки предметов
-описание сюжетных предметных картинок. Ответы на вопросы.
МАЙ
1-я неделя. Земля - наш общий дом.
Цель: - воспитывать интерес и уважение к людям и их деятельности, культуре быту
-формировать представление о Земле, о жизни людей на Земле, о своей стране
-воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли
-ознакомить детей с макетом Земного шара -активизировать словарь детей
-составление описательного рассказа, используя сенсорные свойства и признаки предметов
2-я неделя. Красная книга - сигнал опасности.
Цель: -ознакомить детей с деятельностью человека на Земле
- ознакомить детей с Красной книгой (охраняемыми растениями и животными)
-показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае
-воспитывать чувство гордости, сопричастности, уважения к природным достопримечательностям
-активизация словаря детей
-рассматривание картинок и составление вопросов по содержанию,
3-я неделя. Лето.
Цель: -углубить и обобщить представление детей о лете, его типичных признаках
-закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых
-учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов
-выражать свои мысли в связной речи
-рассматривание картинок и составление составление описательных рассказов о лете, используя сенсорные свойства и признаки предметов
-разучивание стихов, песен о лете. Загадки,
-инсценировка сказок
4-я неделя. Времена года
Цель: -расширить и уточнить представление детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе
-активизировать речевую деятельность детей
-учить детей составлять описательный и сравнительный рассказ, используя сенсорные свойства и признаки предметов.