Контышева Анастасия
Использование дидактических игр на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование дидактических игр на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Развитие сенсорных способностей дошкольников в процессе использования дидактических игр.
Задачи:
Публикация «Использование дидактических игр на развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
Актуальность проблемы:
В соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и многие другие.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства-картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.
Для успешного решения развития сенсорных способностей :
1. Подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию» Л. А. Венгер, «Воспитание сенсорной культуры» Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина Н. Б. Венгер, «Дидактические игры в детском саду» Д. Менджерицкая.
2. Изучила и использовала электронные ресурсы,
3. Оформила картотеку игры на развитие сенсорных способностей,
4. Дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом изготовленным своими руками.
Дидактический материал, изготовленный своими руками:
1. «Подбери веревочку шарику»
Цель: развитие сенсорных способностей, умений сопоставлять цвета, развитие мелкой моторики.
2. «Собери по цвету»
Цель: развитие сенсорных способностей, умение группировать фигуры по цвету и форме.
3. «Собери в группы»
Цель: развитие сенсорных способностей детей, умение группировать геометрические фигуры по цвету, форме, развитие мелкой моторики.
4. «Бумажный тетрис»
Цель: развитие логического мышления, сенсорных способностей, пространственного воображения, мелкой моторики.
5. «Цветные платочки»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по цвету, совершенствование координации движений рук.
Исходя из проведённой работы, были получены следующие результаты:
• дети научились определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы.
• у детей сформировалось умение сравнивать объекты по форме, цвету.