Талапова Айгерим
Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья посвящена особенностям когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста. Выявлены классификации познавательных процессов, свойственных данному возрасту.
Ключевые слова: когнитивное развитие, познавательная деятельность, психика, дошкольный возраст.
Раздел: педагогика, психология
Публикация «Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Когнитивная деятельность дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни - это процесс формирования познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой онтологически неразделимы.
Во многих исследованиях когнитивное развитие ребенка рассматривается как развитие его познавательной сферы. Оно складывается из функционирования познавательных и мыслительных процессов, которые в процессе познания ребенком окружающей действительности определяют продуктивность мыслительной деятельности, образуя в своей совокупности его интеллект.
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, воображение и т. д.). Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение и т. д.) - составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную информацию. Они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Основные изменения в развитии ощущений у детей дошкольного возраста сводятся к следующим: у них повышаются острота зрения и точность цветоразличения; развивается слух; значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате ощущений ребенок овладевает действиями восприятия, основная функция которых заключается в обследовании объектов и выделении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов.
В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается по 3 основным направлениям: 1) расширяются и углубляются представления детей, ориентированные на общепринятые сенсорные эталоны; 2) способы их использования становятся более гибкими, точными, целесообразными; 3) исследования внешнего мира становятся более систематизированными и целенаправленными, более осмысленными.
Особые сложности для детей представляет ориентировка в пространстве и времени. На протяжении всего дошкольного возраста существует следующая закономерность: представления о предметах и их свойствах формируются раньше, чем представления о пространстве, а ориентировка в пространстве предшествует ориентировке во времени и легче дается ребенку.
Сложности в усвоении пространства связаны с формирующейся в дошкольном возрасте эгоцентрической позицией ребенка. Только к концу старшего дошкольного возраста складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции ребенка.
Одним из основных достижений детей дошкольного возраста является произвольное запоминание. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4 -5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6 -7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связана с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторения, смысловое и ассоциативное связывание материала. Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5 – 7 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Постепенно памяти становится все более сложной.
Следует также отметить, что в возрасте 5 – 7лет преобладает наглядно- образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно - логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики.
Исходя из вышесказанного, следует говорить также (наряду с особенностями развития познавательных процессов у старших дошкольников) и об особенностях их речевого развития :
Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности; напротив, в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. В основном, дети данного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 – 15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. Мышление дошкольника развивается от наглядно - действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно - схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно - схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.
К пяти годам мышление постепенно становится наглядно-образным. Это значит, что некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, главным средством решения задачи становится образ. Ребенок становится как бы естествоиспытателем. Основное направление развития образного мышления — формирование умения использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами. Малыш оперирует заменителями и пространственными моделями «в уме», представляет себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее предвидит результат собственных действий. Кроме того, в деятельности дошкольников формируются обобщения, закрепляющиеся в понятиях, приемы классификации, элементы умственного моделирования, что свидетельствует об овладении детьми знаковой деятельностью и становлении элементов понятийного мышления. На протяжении дошкольного возраста совершенствуются функция планирования и контроль над собственными интеллектуальными действиями.
Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы, а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа). Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка.
Вывод: таким образом, в период старшего дошкольного детства (от 6-7 лет) происходит формирование и развитие познавательных способностей детей, и при условии качественного развития этих способностей в настоящий момент, их обучение на второй, третьей ступени школьного образования будет успешным.
Список литературы:
1. Абикенова М. К. Мектеп жасына дейінгі баланы танымды зыреттілігін ойын арылы дамыту// Информационный портал «www.bilim-all.kz_Білім алл». Астана, 2018г.
2. Бухарина О. В. Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста// МБДОУ №33 «Аленький цветочек»,2017г.
3. Павлишина П. С. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников//Соц. сеть работников образования: www.nsportal.ru , 2012 г. -URL- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/03/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-doshkolnikov
4. Пакулина Е. Ф. Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста// Всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ». - Редакция: 400066, РФ, Волгоград, 2017г.