МААМ-картинки

План самообразования воспитателя старшей группы по теме «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета»

Марина Булахтина
План самообразования воспитателя старшей группы по теме «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета»
▼ Скачать + Заказать документы

План самообразования воспитателя старшей группы по теме

Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Помочь в этом может русская народная или авторская сказка.

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека и его творческих способностей.

Публикация «План самообразования воспитателя старшей группы по теме „Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета“» размещена в разделах

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Актуальность использования сказок в современной педагогике подтверждают важные положения:

Первое: обогащение педагогического процесса сказкой – действенный метод гуманизации воспитания ребёнка.

Второе: сказка содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям свойственно особенное восприятие и особое отношение к тексту сказки, что обусловлено спецификой возраста.

Цель самообразования: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности для развития творческих способностей детей посредством сказочного сюжета, используя новые методики воспитания.

Задачи самообразования:

1. Вести поиск для создания условий в группе для развития творческих способностей и речевого развития детей посредством сказок.

2. Найти и изучить сказки для дальнейшего использования в работе с детьми.

3. Используя интернет-ресурсы найти и разработать методику воспитания посредством сказок.

4. Найти и изучить различные источники информации для разработки системы взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к чтению сказок и развитию творческих способностей детей.

5. Разработать и составить план на основе календарных праздников для развития творческих способностей детей, приобщению их к русским народным и авторским сказкам, используя наглядный, словесный, игровой (игры - драматизации, театрализованные игры, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, практический (упражнения в проговаривании, звукоподражание, театрализации, имитация действий (сюжет) методы.

6. Проявить свой творческий потенциал в разработках и театральных постановках сказок с использованием костюмов и атрибутов.

7. Пропаганда своих методик, опыта работы, и достижений.

Работа с воспитанниками:

Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:

• Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».

• Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;

•Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;

• Иллюстрирование, составление комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;

• Народные песенки, потешки, пестушки, также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий;

• Игры: предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,

• Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,

• Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».

Ребёнку нужно помочь перевести слова из его пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь, т. е. тот, которым он постоянно пользуется. Для этого нужна тренировка активного словаря и с этой целью мы будем проводить различные игры, игровые задания, логические задачки:

– игры на усвоение категорий рода, числа, вида времени и наклонения глаголов;

– игры на словообразование, на развитие понимания смысловой стороны слова;

– игры на формирование образной речи;

– игры на расширение простого предложения словами-определениями, словами-действиями, местоимениями и т. д. ;

– игры на развитие нравственных качеств личности;

– игры на умение давать оценку качествам характера сказочных персонажей;

– игры на умение видеть в тексте правдивые события или небылицы;

– игры, развивающие логическое мышление, память, внимание и др.

Для ребенка игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд, это его жизнь. В процессе игры ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – уровень мыслящей, творческой личности.

Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Поэтому детям старшего дошкольного возраста мы планируем предложить самые разнообразные сюжеты сказочного характера:

«Медведица учит медвежонка говорить»;

«Приключения в магазине игрушек»;

«Новогодние приключения деда Мороза»;

«Моя любимая игрушка»;

«Дюймовочка в гостях у кукол»;

«Как медвежонок потерял сапожки» и т. д.

Мы понимаем, что важным методическим моментом является речевая активность самих педагогов и организация развивающей речевой среды. Поэтому мы планируем в группе:

1. Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными картинками;

2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;

3. Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;

4. Расширение теоретических методов обучения: работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок», составление творческих рассказов;

5. Обновление дидактических пособий: «Путешествие в сказку», «Отгадай загадку», «Как по-сказочному сказать?»;

6. Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Литературная копилка»;

7. Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,

«Творческая мастерская»

Существует много методик и технологий по развитию речевого творчества дошкольника: А. Г. Арушановой, психолога М. И. Лисиной, Л. В. Ворошниной, О. С. Ушаковой и др. В качестве основной формы организации совместной творческой речевой деятельности детей мы будем использовать «творческую мастерскую», разработанную Ельцовой О. М. (преподавательНИПКиПРО и автором многих книг).

Творческая мастерская является нетрадиционной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к детскому творчеству на основе сказочного сюжета и тесно связана с игрой – основным видом деятельности ребенка.

Развитие речевого общения осуществляется в процессе повседневной жизни и на занятиях, творческая мастерская организуется и проводится два раза в месяц во второй половине дня с детьми старшего дошкольного возраста.

Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, т. к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.

На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно:

- излагать последовательность событий в сказке;

- сочинять сказки-загадки;

- пересказывать сказку по сюжетным картинкам;

- придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки);

- моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели;

- сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину;

- анализировать поступки героев;

- придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту;

- воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц;

- сочинять сказки по трем опорным словам;

- оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:

1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.

2. Импровизационный характер деятельности.

3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.

4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.

5. Атмосфера эмоционального подъёма.

6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.

7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.

8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка.

9. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.

10. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.

11. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.

12. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

13. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.

«Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета», состоит из нескольких частей:

1. Теоретический материал.

2. Игры и игровые задания на развитие речевого творчества на основе сказочного сюжета

3. Творческая продуктивная речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста в форме творческой мастерской «Играем со сказкой»

4. Литературные развлечения по мотивам литературных произведений для детей старшего дошкольного возраста.

5. Организация работы в «Книжной гостиной», где расписана примерная совместная работа педагога с родителями.

6. Викторины для ребят-дошколят и их родителей по пройденному материалу в течение учебного года.

7. «Сказка – это радость мышления» – в этой части технологии написаны разные варианты детских рассказов.

Сотрудничество с родителями:

Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Цель – объединить усилия взрослых для успешного развития речи ребенка; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на его проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться его успехам).

• Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».

• Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в рифму».

• Совместное посещение театра и детской библиотеки.

• Участие в конкурсе «Моя сказка».

• Составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.

• Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.

Таким образом, коллективная творческая деятельность поможет ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даст возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволит понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.

Опыт творческой деятельности, приобретённый в «мастерской», позволит детям «трансформирвовать» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность.

Нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от умения рассказывать детям сказки до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки. А всё это развивает творческие способности детей.

Детям хочется спросить:

Как такое может быть?

Это просто развлеченье

Или сказка учит жить?

Кто болезни исцелит?

Кто злодея победит?

Как на зло добром ответить? –

Только сказка объяснит!

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП для детей младшей группы «Уточкины истории» на основе сюжета произведения К. Д. Ушинского «Уточки» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №128 Невского района г. Санкт-Петербурга Конспект совместной образовательной.

Перспективный план по теме самообразования «Формирование культуры безопасного поведения у детей средней группы» Перспективный план по теме самообразования:«Формирование культуры безопасного поведения у детей средней группы» воспитателя Самаринской.

План по самообразованию воспитателя старшей группы «Речевое развитие детей с использованием мнемосхем» Тема: «Речевое развитие детей с использованием мнемосхем» Актуальность: Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Самообразование.

План самообразования по теме «Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» План самообразования по теме: " Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру" Тема: «Социализация детей.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей в  ДОУ» План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей в ДОУ» Воспитатель: Мороз А. В. Участники проекта: дети разновозрастной группы.

План самообразования воспитателя «Использование игровых средств для формирования ОБЖ у дошкольников младшей группы» План самообразования воспитателя. Тема: Использование игровых средств для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

План самообразования воспитателя «Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения» План самообразования воспитателя Бесчастной Е. Г. на тему: «Система работы педагога в ДОУ, в формировании навыков безопасности дорожного.

План самообразования воспитателя МКДОУ детского сада «Берёзка» на 2017–2018 учебный год Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Цель работы: развитие.

План самообразования по теме «Дидактическая игра в обучении детей основам математики» (средняя группа) СПМБДОУ д/с №7 (д/с №12) Галаова Залина Юрьевна Первая квалификационная категория Тема: «Дидактическая игра в обучении детей основам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования воспитателя старшей группы по теме «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета»
Опубликовано: 5 июня 2019 в 22:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования воспитателя старшей группы по теме «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Булахтина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД