Марина Булахтина
План самообразования воспитателя старшей группы по теме «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования воспитателя старшей группы по теме
Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Помочь в этом может русская народная или авторская сказка.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека и его творческих способностей.
Публикация «План самообразования воспитателя старшей группы по теме „Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Старшая группа
- Темочки
Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Актуальность использования сказок в современной педагогике подтверждают важные положения:
Первое: обогащение педагогического процесса сказкой – действенный метод гуманизации воспитания ребёнка.
Второе: сказка содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям свойственно особенное восприятие и особое отношение к тексту сказки, что обусловлено спецификой возраста.
Цель самообразования: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности для развития творческих способностей детей посредством сказочного сюжета, используя новые методики воспитания.
Задачи самообразования:
1. Вести поиск для создания условий в группе для развития творческих способностей и речевого развития детей посредством сказок.
2. Найти и изучить сказки для дальнейшего использования в работе с детьми.
3. Используя интернет-ресурсы найти и разработать методику воспитания посредством сказок.
4. Найти и изучить различные источники информации для разработки системы взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к чтению сказок и развитию творческих способностей детей.
5. Разработать и составить план на основе календарных праздников для развития творческих способностей детей, приобщению их к русским народным и авторским сказкам, используя наглядный, словесный, игровой (игры - драматизации, театрализованные игры, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, практический (упражнения в проговаривании, звукоподражание, театрализации, имитация действий (сюжет) методы.
6. Проявить свой творческий потенциал в разработках и театральных постановках сказок с использованием костюмов и атрибутов.
7. Пропаганда своих методик, опыта работы, и достижений.
Работа с воспитанниками:
Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:
• Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».
• Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
•Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
• Иллюстрирование, составление комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;
• Народные песенки, потешки, пестушки, также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий;
• Игры: предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,
• Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,
• Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».
Ребёнку нужно помочь перевести слова из его пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь, т. е. тот, которым он постоянно пользуется. Для этого нужна тренировка активного словаря и с этой целью мы будем проводить различные игры, игровые задания, логические задачки:
– игры на усвоение категорий рода, числа, вида времени и наклонения глаголов;
– игры на словообразование, на развитие понимания смысловой стороны слова;
– игры на формирование образной речи;
– игры на расширение простого предложения словами-определениями, словами-действиями, местоимениями и т. д. ;
– игры на развитие нравственных качеств личности;
– игры на умение давать оценку качествам характера сказочных персонажей;
– игры на умение видеть в тексте правдивые события или небылицы;
– игры, развивающие логическое мышление, память, внимание и др.
Для ребенка игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд, это его жизнь. В процессе игры ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – уровень мыслящей, творческой личности.
Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Поэтому детям старшего дошкольного возраста мы планируем предложить самые разнообразные сюжеты сказочного характера:
«Медведица учит медвежонка говорить»;
«Приключения в магазине игрушек»;
«Новогодние приключения деда Мороза»;
«Моя любимая игрушка»;
«Дюймовочка в гостях у кукол»;
«Как медвежонок потерял сапожки» и т. д.
Мы понимаем, что важным методическим моментом является речевая активность самих педагогов и организация развивающей речевой среды. Поэтому мы планируем в группе:
1. Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными картинками;
2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;
3. Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;
4. Расширение теоретических методов обучения: работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок», составление творческих рассказов;
5. Обновление дидактических пособий: «Путешествие в сказку», «Отгадай загадку», «Как по-сказочному сказать?»;
6. Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Литературная копилка»;
7. Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,
«Творческая мастерская»
Существует много методик и технологий по развитию речевого творчества дошкольника: А. Г. Арушановой, психолога М. И. Лисиной, Л. В. Ворошниной, О. С. Ушаковой и др. В качестве основной формы организации совместной творческой речевой деятельности детей мы будем использовать «творческую мастерскую», разработанную Ельцовой О. М. (преподавательНИПКиПРО и автором многих книг).
Творческая мастерская является нетрадиционной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к детскому творчеству на основе сказочного сюжета и тесно связана с игрой – основным видом деятельности ребенка.
Развитие речевого общения осуществляется в процессе повседневной жизни и на занятиях, творческая мастерская организуется и проводится два раза в месяц во второй половине дня с детьми старшего дошкольного возраста.
Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, т. к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно:
- излагать последовательность событий в сказке;
- сочинять сказки-загадки;
- пересказывать сказку по сюжетным картинкам;
- придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки);
- моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели;
- сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину;
- анализировать поступки героев;
- придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту;
- воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц;
- сочинять сказки по трем опорным словам;
- оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.
Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:
1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.
2. Импровизационный характер деятельности.
3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.
5. Атмосфера эмоционального подъёма.
6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка.
9. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.
10. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.
11. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.
12. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
13. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.
«Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета», состоит из нескольких частей:
1. Теоретический материал.
2. Игры и игровые задания на развитие речевого творчества на основе сказочного сюжета
3. Творческая продуктивная речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста в форме творческой мастерской «Играем со сказкой»
4. Литературные развлечения по мотивам литературных произведений для детей старшего дошкольного возраста.
5. Организация работы в «Книжной гостиной», где расписана примерная совместная работа педагога с родителями.
6. Викторины для ребят-дошколят и их родителей по пройденному материалу в течение учебного года.
7. «Сказка – это радость мышления» – в этой части технологии написаны разные варианты детских рассказов.
Сотрудничество с родителями:
Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Цель – объединить усилия взрослых для успешного развития речи ребенка; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на его проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться его успехам).
• Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».
• Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в рифму».
• Совместное посещение театра и детской библиотеки.
• Участие в конкурсе «Моя сказка».
• Составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.
• Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.
Таким образом, коллективная творческая деятельность поможет ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даст возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволит понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.
Опыт творческой деятельности, приобретённый в «мастерской», позволит детям «трансформирвовать» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность.
Нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от умения рассказывать детям сказки до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки. А всё это развивает творческие способности детей.
Детям хочется спросить:
Как такое может быть?
Это просто развлеченье
Или сказка учит жить?
Кто болезни исцелит?
Кто злодея победит?
Как на зло добром ответить? –
Только сказка объяснит!