Маркова Елена
План самообразования воспитателя МКДОУ детского сада «Берёзка» на 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования : «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Цель работы: развитие мелкой моторики и координации движения рук с помощью художественного творчества.
Задачи:
• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук
• Формировать координацию движений
• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости
• Способствовать развитию творческих способностей с помощью нетрадиционной техники рисования
• Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь
Публикация «План самообразования воспитателя МКДОУ детского сада „Берёзка“ на 2017–2018 учебный год» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• Стимулировать зрительное и слуховое восприятия
Актуальность выбранной темы:
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека
и Отечества, их красоты и величия».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковываетребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания вгруппе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов,требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия". Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Распределение техники по возрастным группам.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
План работы
Содержание работы Сроки Примечание
1. Изучение методической литературы Сентябрь-май
1. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2013 г.
2. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М. : Мозаика- Синтез, 2008г.
3. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2014г.
4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2010г.
5. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. :«Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
6. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М. :изд. Центр Владос, 2008г.
7. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М. : «Карапуз» 2014.
8. К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М. :«Издательство Гном и Д», 2010.
9. ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2лет, часть 2: от 2-3».
10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2015
11. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.
12. Цквитария Т. А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.
2. Работа с детьми сентябрь – апрель Сентябрь-октябрь. Рисование листьями (отпечаток,полусохой кистью. Мятой бумагой.
Освоение нетрадиционной техники рисования
Ноябрь. Рисование сухой кистью, печатками пенопласта.
Освоение нетрадиционной техники рисования
Декабрь. Рисование солью, освоение нетрадиционной техники рисования
Январь
свеча + акварель - метод волшебного рисунка.
Освоение нетрадиционной техники рисования
Февраль
Рисование мыльной пеной. Освоение нетрадиционной техники рисования
Март
Кляксография, монотипия (пейзажная)
Освоение нетрадиционной техники рисования
Апрель
Коллективная работа.
Выставка детских рисунков для родителей.
3. Работа с родителями Октябрь-апрель Октябрь
консультация
«Путешествие в страну рисованию»
Декабрь
Консультация «Что означают детские рисунки»
Январь
Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования».
Февраль
Консультация «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»
Апрель
Консультация «Пасхальные яйца необычной раскраски»
Совместное творчество детей и родителей
Семейный конкурс на тему «Рисуем вместе»
4. Самореализация
Сентябрь- май Сентябрь- октябрь
1. Мастер-класс по созданию картотеки по нетрадиционной технике рисования.
2. Публикация опыта работы «нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
Ноябрь - декабрь
Участие в конкурсе «Лучшее учебное занятие в ДОУ» (показ от крытого занятия)
Май
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Выступление на педсовете.