Екатерина Бесчастная
План самообразования воспитателя «Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования воспитателя Бесчастной Е. Г. на тему: «Система работы педагога в ДОУ, в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей».
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Актуальность:
Публикация «План самообразования воспитателя „Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Планы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Тема: «Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей.»
Цель:
1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие задачи:
Задачи:
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Сплотить детский коллектив.
7. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
В результате работы предполагается :
-что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице;
-об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;
-дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);
-будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;
-будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;
-понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) ;
-использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.
Форма самообразования : индивидуальная
ФОРМЫ РАБОТЫ :
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.
3. ООД.
4. Развлечения и досуги.
5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
6. Работа с родителями, консультации, беседы, анкетирование.
7. Работа с детьми : совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.
8. Изготовление папок передвижек
9. Мониторинг.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Работа с детьми
Сентябрь
-Планирование индивидуальной работы в форме увлекательной и содержательной деятельности.
-Подбор методической литературы
-Взаимодействие с педагогическим коллективом
-Подготовка и проведение консультации.
Октябрь
-Совместные с/р игры на закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
-Изготовление атрибутов к с/р играм
-Разработка перспективного планирования по безопасности.
-Разработка проекта по ПДД
Ноябрь
- Изготовление макета «Наша улица»
-Беседа: «Наш город и его транспорт».
-Изготовление дорожных знаков, макетов домов.
-Взаимодействие с родителями: анкетирование родителей.
Декабрь
-Совместные дидактические игры на закрепление правил дорожного движения.
-Подбор дидактических игр.
-Обработка анкетных данных.
-Работа с родителями.
Январь
-Обыгрывание ситуаций на дороге; Беседа: «Осторожно, скользкая дорога!»
-Подбор картинок дорожных ситуаций.
-Взаимодействие с родителями: подбор наглядно-информационного и консультативного материала.
Февраль
-Подбор тем для проектов; Детские исследовательские проекты: «Когда и почему появились правила дорожного движения?», «Кто такой регулировщик?», «Зебра», «История светофора», и др.
-Взаимодействие с педагогическим коллективом : подготовка к проведению мастер – класса.
Март
-Просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица»
- Подбор материала для презентаций
-Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок по ПДД; Подбор методической литературы.
Апрель.
Д-етские исследовательские проекты по ПДД.
-Подбор картинок дорожных ситуаций.
Май
-Проект «Азбука безопасности».
-Совместные дидактические, настольно- печатные, с/р игры по ПДД. Подбор игр-занятий.
Работа с родителями
Сентябрь
- Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?» Подбор методической литературы на тему.
Октябрь
-Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.
Ноябрь
- Консультации: «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности». Оформление папки- передвижки по теме.
Декабрь
- Оформление фотоальбома «Дорожные знаки» .Подбор методической литературы на тему.
Январь
-Выпуск памяток для родителей :«Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно- транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта» .
Февраль
-Составление с детьми исследовательских проектов
-Детские исследовательские проекты: «Когда и почему появились правила дорожного движения?», «Кто такой регулировщик?», «Зебра», «История светофора», «История развития автомобилестроения».
Март
-Совместное пополнение с родителями дидактических игр по ПДД, атрибутов к с/р играм. Изучение методической литературы по теме, изготовление атрибутов.
Апрель
- Консультации и беседы индивидуальные и коллективные: «Безопасность детей – забота взрослых!». Оформление папки- передвижки по теме.
Май
-Проект: «Азбука безопасности»; совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону. Презентация проекта «Азбука безопасности», подбор игрового оборудования.
Самореализация
Сентябрь - май
Кружок «Заботливые родители»; Проект «Азбука безопасности», итоговое мероприятие: развлечение «Правила ОБЖ мы узнали, детьми воспитанными стали»; Проведение игр — занятий. Планирование дидактических игр и упражнений ежедневно вне занятий.
Изучение методической литературы на данную тему. Подбор конспектов занятий.
Сентябрь
Н. В. Елжова ПДД в д/ с: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов Н/Д, 2013.
Октябрь
Т. А. Игорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера, 2013.
Ноябрь
Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. - М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2013.
Декабрь
Услуги интернет
Январь
Изучение статей в журналах: Дошкольное воспитание, Ребенок в детском саду, Воспитатель ДОУ.
Февраль
О. Ю. Старцева Школа дорожных наук : Докольникам о правилах дорожного движения, 2012.
Март
Т. Ф. Саулина Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений. Дид. игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал. –М. Просвещение. 2008.
Апрель
Г. Д. Беляевскова. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет : занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Волгоград, 2012.
Май
Н. А. Извекова Занятия по правилам дорожного движения. М. : ТЦ. Сфера 2011.
Формы представления результатов самообразования.
• Консультация для воспитателей по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.
• Мастер класс для педагогов ДОУ.
• Консультации для родителей.
• Проект по ознакомлению воспитанников с ПДД.
• Участие в конкурсе «Зеленый огонек».
• Обмен опытом через Интернет.
Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения.
Дети приняли активное участие в разных мероприятиях. Вместе с педагогами рассматривали сюжетные картинки, играли с макетами дороги с перекрестком, рассматривали тематические альбомы «Виды транспорта», «Дорожные знаки», провели цикл целевых прогулок «Светофор», «Пешеходный переход», играли в сюжетно-ролевые «Дорожное движение», просмотрели видеоролики
В группе мальчики приняли участие в театрализации: «Переходи дорогу правильно». Обыграли историю непослушного кота, который нарушал правило дорожного движения. Спектакль посмотрели дети всех групп.
И закончили неделю по ПДД словами «и пусть все люди будут живы, здоровы и счастливы».
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.