Шапкина Юлия
План самообразования по теме «Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования по теме : " Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру"
Тема: «Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру»
Цель: Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
1. Развитие игровой деятельности детей;
Публикация «План самообразования по теме „Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Темочки
2. Сформировать основы «игровой культуры», развить коммуникативные способности детей.
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
4. Создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.
5. Расширить кругозор ребенка посредством игры.
6. Развивать речевую активность у детей.
7. Формировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно.
Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков - все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное - значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею.
Социальное развитие способствует не только развитию личности, но и развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И безусловно душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми,
но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.
Для этого в игровой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительная, моторно-двигательная, зона игры с машинами для мальчиков, для девочек - зона игры с куклами.
Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
План работы на год 2018-2019 учебный год.
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь
Октябрь 1. Пополнение предметно-развивающей среды по сюжетно-ролевым играм.
2. Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте».
3. Подборка детских художественных произведений.
Разработка проекта «Сюжетно - ролевая игра в старшем дошкольном возрасте».
Работа с детьми Ноябрь 1. Игровая ситуация: «Кто такой друг? и почему с ним нужно делиться».
2. Разучивание с детьми игр на создание безконфликтной обстановки в группе:
«Прости меня, друг», «Мы любим друг друга».
3. Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у старшего дошкольника через семью».
Драматизация русской народной сказки «Теремок».
Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к сказке.
Декабрь 1. Беседа-рассуждение с детьми: «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Разучивание с детьми игры-упражнения на создание безконфликтной обстановки в группе: «Обратись к товарищу вежливо».
3. Сюжетно-ролевая игра : «Магазин игрушек».
Январь
2019 год 1. Беседа на тему: «В тесноте, да не в обиде».
2. Моя любимая сказка. Воспитывать любознательность к русским народным сказкам. Драматизация сказки «Теремок» детьми группы.
Фото-выставка «Играют наши дети».
Февраль 1. Взаимодействие с родителями. Выставка книжек-малышек: «Я люблю свою семью».
2. Сюжетно-ролевая игра : «Дочки-матери».
Семинар-практикум для родителей «Игры, в которые мы играем». Тестирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка».
Март 1. Сюжетно-ролевая игра : «Спасатели». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.
Интервью с детьми: «Каким должен быть вежливый человек»
Апрель 1. Беседа - размышление: «Кому важно быть внимательным на дороге?»
2. Просмотр мультипликационного фильма по ПДД «Уроки тетушки Совы».
3. Сюжетно-ролевая игра : «Я - шофер, вы – пешеходы». Взаимодействие с родителями по созданию атрибутов к игре.
Выставка детских работ «Я-шофер, вы-пешеходы».
Май 1. Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).
Выступление на педагогическом совете по теме : «Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме : «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых сюжетно-ролевых игр.
3. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, организации совместных праздников.