Папки-передвижки

План самообразования воспитателя «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

Ирина Чернова
План самообразования воспитателя «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

Цель: повысить профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.

Задачи:

• Активизировать работу по речевому развитию воспитанников.

• Изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников.

Публикация «План самообразования воспитателя „Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора“» размещена в разделах

• Внедрить эффективные методы и приемы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт.

• Ознакомить детей с произведениями русского фольклора.

Развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества.

• Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

Ожидаемый результат

• Усовершенствование системы работы по развитию речи воспитанников, повышение ее результативности.

Развитие у детей богатства, интонационной выразительности, грамматической и орфоэпической правильности речи.

Актуальность выбранной темы

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения детям нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План самообразования на 2017 – 2019 год.

№ п/п Содержание работы Сроки реализации

1 Изучение методической литературы.

Составление перспективного плана по теме самообразования.

Ознакомление с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в Интернете. Сентябрь,

в течение года

2 Изучение темы «Роль потешек в развитии речи ребенка»;

Создание картотеки потешек для работы с

детьми; Ноябрь

3 Изучение темы:

«Использование фольклора в работе с детьми»; Январь

Работа с детьми

1 Разучивание и

проговаривание потешек; В течение года

2 Прослушивание

аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; Октябрь

3 Рассматривание иллюстраций к произведениям устного народного творчества.

Игровое занятие «Репка». Ноябрь

4 Разгадывание загадок.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек) Декабрь

5 Рассказ «Зимние народные праздники». Разучивание обрядовых песенок.

Дидактические игры: «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»;

Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото); Январь

6 Пальчиковые игры по мотивам русских народных потешек.

Рассказывание детям русских народных сказок «Теремок», «Репка».

Д. И. «Собери сказку». Февраль

7 Выставка рисунков «Моя любимая сказка». Март

8 Разучивание игр – хороводов «Солнышко – колоколнышко», «Золотые ворота». Апрель

9 Просмотр мультфильмов на основе произведений русского фольклора. Май

Работа с родителями

1 Консультации: «Малые фольклорные произведения»;

«Роль фольклора в развитии речи детей».

Оформление папки – передвижки на тему: «С пальчиками играем, речь развиваем».

Консультация «Речевое развитие детей 2-3 лет».

Октябрь

2 Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами с русскими народными сказками.

Оформление папки - передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки».

Ноябрь

3 Консультация «Использование загадок для формирования выразительности речи».

Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста» Декабрь

4 Папка-передвижка «Зимний календарь».

Консультация: «Как выбрать полезную сказку для

малыша». Январь

5 Родительское собрание «Приобщение детей к истокам русской культуры». Февраль

6 Организация семейной выставки рисунков «Расскажи мне сказку». Март

7 Организация совместного занятия с детьми «Любимые народные игры». Апрель

8 Творческий конкурс «Колыбельная для моего ребенка». Май

Самореализация

1 Консультация для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников» Октябрь

2 Создание картотеки игр на основе детского фольклора. Ноябрь

3 Открытое занятие «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» с использованием настольного театра». Декабрь

4 Доклад на семинаре «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей». Февраль

5 Мастер-класс «Воспитание ответственности, трудолюбия через сказки». Март

6 Отчет о реализации темы самообразования на педсовете. Май

Предполагаемый результат

• Словарь детей к концу году обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями

• Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи

• Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;

• Сформируется положительное отношение к режимным моментам

• У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей

Используемая литература:

«От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

«Приобщение детей к истокам народной культуры» /под. ред. Князевой О. Л., Маханевой Д. М.

«Знакомим дошкольников с народной культурой»/Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л.

• «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».

Планы занятий/ Гербова В. В.

• Журнал «Дошкольное воспитание» : №10,1990г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста» ,с. 8;

• Журнал «Дошкольное воспитание» : №10,1990г. «Фольклор для маленьких», с. 51

• Журнал «Дошкольное воспитание» : №9,1995г «Русский фольклор в жизни малышей», с. 9

• Журнал «Дошкольное воспитание» : №9,2004г «Фольклор в познавательном развитии», с. 46

• Журнал «Дошкольное воспитание» : №12,2007г. «Занятие для детей раннего возраста», с. 122

• Журнал «Дошкольное воспитание» : №2,2013г «Фольклорно-музыкальный калейдоскоп», с. 73

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования воспитателя «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 16:24
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования воспитателя «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чернова (УИ 260766) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД