Ирина Чернова
План самообразования воспитателя «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
Цель: повысить профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.
Задачи:
• Активизировать работу по речевому развитию воспитанников.
• Изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников.
Публикация «План самообразования воспитателя „Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
• Внедрить эффективные методы и приемы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт.
• Ознакомить детей с произведениями русского фольклора.
• Развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества.
• Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Ожидаемый результат
• Усовершенствование системы работы по развитию речи воспитанников, повышение ее результативности.
• Развитие у детей богатства, интонационной выразительности, грамматической и орфоэпической правильности речи.
Актуальность выбранной темы
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения детям нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План самообразования на 2017 – 2019 год.
№ п/п Содержание работы Сроки реализации
1 Изучение методической литературы.
Составление перспективного плана по теме самообразования.
Ознакомление с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в Интернете. Сентябрь,
в течение года
2 Изучение темы «Роль потешек в развитии речи ребенка»;
Создание картотеки потешек для работы с
детьми; Ноябрь
3 Изучение темы:
«Использование фольклора в работе с детьми»; Январь
Работа с детьми
1 Разучивание и
проговаривание потешек; В течение года
2 Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; Октябрь
3 Рассматривание иллюстраций к произведениям устного народного творчества.
Игровое занятие «Репка». Ноябрь
4 Разгадывание загадок.
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек) Декабрь
5 Рассказ «Зимние народные праздники». Разучивание обрядовых песенок.
Дидактические игры: «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»;
Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото); Январь
6 Пальчиковые игры по мотивам русских народных потешек.
Рассказывание детям русских народных сказок «Теремок», «Репка».
Д. И. «Собери сказку». Февраль
7 Выставка рисунков «Моя любимая сказка». Март
8 Разучивание игр – хороводов «Солнышко – колоколнышко», «Золотые ворота». Апрель
9 Просмотр мультфильмов на основе произведений русского фольклора. Май
Работа с родителями
1 Консультации: «Малые фольклорные произведения»;
«Роль фольклора в развитии речи детей».
Оформление папки – передвижки на тему: «С пальчиками играем, речь развиваем».
Консультация «Речевое развитие детей 2-3 лет».
Октябрь
2 Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами с русскими народными сказками.
Оформление папки - передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки».
Ноябрь
3 Консультация «Использование загадок для формирования выразительности речи».
Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста» Декабрь
4 Папка-передвижка «Зимний календарь».
Консультация: «Как выбрать полезную сказку для
малыша». Январь
5 Родительское собрание «Приобщение детей к истокам русской культуры». Февраль
6 Организация семейной выставки рисунков «Расскажи мне сказку». Март
7 Организация совместного занятия с детьми «Любимые народные игры». Апрель
8 Творческий конкурс «Колыбельная для моего ребенка». Май
Самореализация
1 Консультация для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников» Октябрь
2 Создание картотеки игр на основе детского фольклора. Ноябрь
3 Открытое занятие «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» с использованием настольного театра». Декабрь
4 Доклад на семинаре «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей». Февраль
5 Мастер-класс «Воспитание ответственности, трудолюбия через сказки». Март
6 Отчет о реализации темы самообразования на педсовете. Май
Предполагаемый результат
• Словарь детей к концу году обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями
• Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи
• Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
• Сформируется положительное отношение к режимным моментам
• У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей
Используемая литература:
• «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
• «Приобщение детей к истокам народной культуры» /под. ред. Князевой О. Л., Маханевой Д. М.
• «Знакомим дошкольников с народной культурой»/Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л.
• «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада».
• Планы занятий/ Гербова В. В.
• Журнал «Дошкольное воспитание» : №10,1990г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста» ,с. 8;
• Журнал «Дошкольное воспитание» : №10,1990г. «Фольклор для маленьких», с. 51
• Журнал «Дошкольное воспитание» : №9,1995г «Русский фольклор в жизни малышей», с. 9
• Журнал «Дошкольное воспитание» : №9,2004г «Фольклор в познавательном развитии», с. 46
• Журнал «Дошкольное воспитание» : №12,2007г. «Занятие для детей раннего возраста», с. 122
• Журнал «Дошкольное воспитание» : №2,2013г «Фольклорно-музыкальный калейдоскоп», с. 73