Анна Арифулина
План самообразования «ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников "
Цель:
использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников.
Задачи:
1. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс инновационную технологию ТРИЗ, направленную на развитие познавательных способностей дошкольников.
2. Повысить роль семьи в развитии познавательных способностей детей.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
Направления работы по реализации плана самообразования :
1. Изучение методической литературы по теме самообразования.
2. Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию темы самообразования.
3. Участие в методической работе ДОО.
4. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ДОО.
5. Оценка результатов профессионального развития.
6 Участие в профессиональных конкурсах.
Источники самообразования :
1. Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая).
2. Ресурсы сети Интернет.
3. Участие в конкурсах, семинарах, конференциях, мероприятиях по обмену опытом, мастер-классах, курсы повышения квалификации.
4 Участие в инновационной деятельности в рамках введения и реализации ФГОС ДО.
Работа с детьми
Содержание Срок
«Что могут глаза».
Познакомить с органами чувств и их назначением. Учить детей понимать и ценить роль наших «умных помощников» - органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения. Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Познакомить с возможностями зрительного анализатора по признакам: цвет, форма, размер, пространственное положение, расстояние, количество, части. Сентябрь
«Что могут руки».
Познакомить с возможностями тактильного анализатора по признакам: форма, размер, направление, расстояние, части, температура, вес. Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Октябрь
«Что могут уши».
Познакомить с возможностями слухового анализатора. Учить различать звуки разной длины, высоты, громкости; различать звуки музыкальные и шумовые, природные и рукотворные. Познакомить с возможностями тактильного анализатора по признакам: место, направление, расстояние, материал, время. Ноябрь
«Что может нос».
Познакомить с возможностями вкусового анализатора по признаку вкуса. Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Декабрь
«Что может язык».
Познакомить с возможностями обоняния по признакам: запах,Опытно- экспериментальная деятельность «Найди по звуку» Январь
«Путешествие в страну чувств»
Систематизировать знания детей о возможностях анализаторов в исследовании свойств объектов. Формировать у детей умение наделять явления и объекты фантастическими свойствами. Февраль
«Свойства твердого вещества»
Познакомить с человечками твердого вещества. Дать представление о строении твердого вещества.
Дерево и его свойства. Познакомить со свойствами дерева как вещества и материала, из которого изготавливают разные предметы.
Опытно- экспериментальная деятельность «Сравнение свойств бумаги и дерева». Провести сравнительный анализ свойств дерева и бумаги: прочность, отношение к воде, свету. Март
«Свойства твердого вещества»
Что можно сделать из бумаги? Систематизировать знания детей о свойствах бумаги. Дать представление о процессе изготовления бумаги. Показать связь природного и рукотворного миров. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить применять полученные знания на практике.
Опытно- экспериментальная деятельность «Сравнение свойств бумаги и ткани». Показать, что свойства веществ зависят от их внутреннего строения. Учить обследовать вещество, делать выводы по результатам обследования. Апрель
«Свойства твердого вещества»
«Как рубашка в поле выросла». Формировать понятие о том, как изготавливают ткань. Дать представление о тканях растительного происхождения (лен, хлопок) и животного (шерсть). Показать связь природного и рукотворного миров.
Опытно- экспериментальная деятельность «Сравнение свойств металла и дерева». Познакомить со свойствами металла: гладкий, блестящий, тонет в воде, не горит, тверже дерева, обладает упругостью.
Опытно- экспериментальная деятельность «Исследуй сам, где - дерево, а где - металл»
Учить ставить эксперимент, исходя из цели исследования: определить объекты по признаку материала. Учить анализировать результаты исследования и делать выводы. Май
Работа с родителями
Мероприятие Срок
Консультация для родителей «ТРИЗ – это интересно», «Как заинтересовать ребенка?». Познакомить родителей с технологией творческого решения изобретательских задач (ТРИЗ). Сентябрь
Анкетирование родителей по теме: «Значение раннего развития познавательных способностей ребенка». Помочь родителям осознать
важность познавательного развития дошкольников.
Октябрь
Мастер-класс «Играем вместе с детьми». Практическое обучение родителей ТРИЗ-играм познавательного содержания. Ноябрь
Памятка «Играть вместе интересно и полезно». Рекомендации, варианты игр для самостоятельной совместной деятельности родителей и детей. Февраль
День открытых дверей. Привлечь родителей к совместным мероприятиям в жизни детского сада. Апрель
Работа с педагогами
Мероприятие Срок
Консультация для педагогов: «Игры и упражнения с использованием технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ». Декабрь
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников». Март
Работа по обогащению предметно-развивающей среды группы
Мероприятие Срок
Картотека игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии. Октябрь - Май
Создание пособия круги Луллия Февраль
Создание презентации «ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников» Март